Оснащение армий в Европе современной техникой, как и структура поставок вооружений на Украину, может радикально измениться в ближайшее время. Заметно снизится зависимость государств от поставок американской техники, а лидером по производству и использованию вооружений станет Польша. Это станет возможным благодаря новому игроку на рынке оружия Европы: ВПК Южной Кореи.
В Польшу начали поступать первые партии гаубиц K9 из Южной Кореи в рамках заключенных в прошлом году договоров. Контракт с Варшавой на сумму в $13,7 млрд. стал крупнейшей оружейной сделкой для Сеула и открывает широкие возможности для превращения Республики Корея в одного из крупнейших поставщиков вооружений в мире.
Для примера скажем, что если в 2021-м страна продала вооружений на $7,25 млрд., то в 2022-м — уже на $17 млрд.
Для Москвы в этой истории наиболее существенным фактором становится то, что крупнейшим потребителем военной техники оказывается Польша, не скрывающая своей антироссийской позиции и готовности снабжать украинскую армию, которую западные государства пытаются буквально нашпиговать современной техникой для противостояния Вооруженным Силам РФ.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в прошлом году Украина вышла на третье место по импорту вооружений, уступив первые строчки только Индии и Катару.
Обращает на себя внимание, что Южная Корея становится для европейского рынка вооружений весьма крупным игроком. Тем более на фоне достаточно вялой модернизации европейского ВПК. Ни для кого не секрет, что после окончания холодной войны европейцы стали заметно меньше уделять внимания обороне. Старая техника пылилась на складах, а многие заводы сильно сократили выпуск продукции или вообще закрылись.
В марте этого года министр обороны США Ллойд Остин заявил, что совместными усилиями девяти стран на Украину будет поставлено 150 немецких танков Leopard 2. Правда, сама эта цифра у многих вызвала сомнение. За более чем год острой фазы украинского кризиса ВСУ получили, по разным данным, до 410 тяжелых машин и 250 БМП. Но в основном это были еще советские образцы, оставшиеся в распоряжении государств Восточной Европы еще со времен Варшавского договора: танки Т-72 и БМП М-80. А где взять новую технику? По мнению американских аналитиков, ВПК Соединенных Штатов понадобится как минимум несколько лет на налаживание производства обещанных танков Abrams для нужд ВСУ.
Кстати, стоит напомнить, что еще в 2018 году Венгрия заказала у Германии 44 танка Leopard 2, и до сих пор не получила еще ни одной машины.
Но совершенно иначе выглядит контракт между Польшей и Южной Кореей, особенно если смотреть на абсолютные цифры.
Так, в течение нескольких лет Варшава должна получить 48 новых легких истребителей FA-50. Они относятся к тому же поколению, что и американские F-16 и должны полностью заменить находящиеся в армии Польши 28 самолетов МиГ-29.
Одновременно Польша должна получить аж 820 корейских танков K2. На 2022-й год, это, кстати, единственный танк в мире четвертого поколения, в достаточном количестве находящийся на вооружении. Относящаяся к этом же поколению российская «Армата» пока не производится в подобных объемах.
Еще контракт подразумевает оснащение польской армии 600 самоходными гаубицами K9, имеющей 155-мм пушку. К настоящему моменту в Южной Корее выпущено свыше 1200 таких машин, и производственный процесс налажен на самом современном уровне. Достаточно сказать, что на производственной линии трудятся всего 150 рабочих, а основную часть работ выполняют шесть автоматизированных роботов.
После подписания контракта с Польшей планируется добавить роботов и увеличить штат рабочих на 50 человек. По словам представителей предприятий, при желании можно нарастить выпуск машин до любого объема.
Но самое в этой истории интересное в другом. Согласно подписанным соглашениям, половина предусмотренных контрактом танков и гаубиц будет произведена на территории Польши. Южная Корея готова поставлять не только саму технику, но и обустроить производственные линии на другом конце света. Первые образцы должны сойти с польских конвейеров в 2026 году. Предполагается, что в дальнейшем Варшава станет крупнейшим поставщиком военной техники для армий стран Восточной Европы.
Конечно, сразу вспоминается, что в последнее время польские политики всё чаще публично говорят то о более тесном союзе с Украиной, то даже о восстановлении Речи Посполитой от Балтийского до Чёрного моря.
Но есть политический аспект, который бросается в глаза гораздо сильнее. Поставки для ВСУ образцов современной американской и европейской техники сопряжены с массой условий. Так, Вашингтон постоянно настаивает на том, что их вооружение не должно применяться по территории России, как ее понимают американцы.
Проще говоря, по Крыму и Донбассу бить разрешают, а вот по Брянской или Белгородской областям — нет. Конечно, эти ограничения выглядят крайне циничными. Однако они служат некоторым ограничителем для украинских вояк. Но вот поставки техники из Южной Кореи могут снять все оставшиеся приличия. Напомним, Южная Корея даже не член блока НАТО, а свои поставки называет исключительно коммерческими. Мол, где и как их будут применять, не нашего ума дело.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что на поставки южнокорейской техники европейским государствам Россия должна отвечать асимметрично:
— Поставки вооружений из Южной Кореи могут очень существенно сказаться на ситуации с безопасностью в Европе. Зафиксируем для начала тот простой факт, что сегодня для Старого Света вообще неприменимо понятие «гонки вооружений». Европа не способна никуда гнаться, она сама себя разоружила. Как в военном плане, так и в военно-промышленном.
Именно поэтому понадобилась Южная Корея, у которой сейчас военно-промышленные мощности больше, чем у всей Европы вместе взятой.
«СП»: При этом вступление в игру Южной Кореи позволяет отвести политический удар от США, от которых сегодня требуют оружия для Украины.
— Этот фактор тоже имеет место быть. Американцы отводят удар от себя и при этом хотят сохранить в максимальной степени собственные запасы вооружений.
Одновременно Соединенные Штаты по полной программе подставляют Европу. Но суть в том, что мощности южнокорейского ВПК сегодня могут быть сравнимы с мощностью американского.
«СП»: Как изменят корейские поставки ситуацию в Европе?
— Польша уже много лет строит сильнейшую армию в Старом Свете. И сейчас, после сделки с Южной Кореей польская армия действительно будет в разы превосходить любую европейскую армию.
Для России это может создать серьезную проблему. Нынешнее положение дел таково, что две страны НАТО, а именно Польшу и Турцию, надо рассматривать как отдельных игроков.
«СП»: Какие ответные меры для обеспечения своей безопасности может предпринять Россия?
— Разумно действовать через Северную Корею. Именно КНДР может отвлекать на себя значительные ресурсы Южной Кореи. В принципы, надо активнее сотрудничать с КНДР независимо ни от каких сделок.
Я считаю большим позором для России, что она присоединилась к санкциям против Пхеньяна. Надо в одностороннем порядке выходить из всех санкций и восстанавливать сотрудничество с КНДР. Включая и военно-техническое сотрудничество.