Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Зеленский призвал ВСУ дожить до бомбардировок Польши и Румынии

На Украине информация о потерях F-16 перестанет быть военной тайной

22692
На фото: F-16 Fighting Falcons ВВС США
На фото: F-16 Fighting Falcons ВВС США (Фото: Staff Sgt. James Richardson/Zuma/TASS)
Материал комментируют:

«Спонсоры» Киева готовы передать ВСУ истребители F-16, но для начала следует согласовать данный вопрос с Соединенными Штатами как страной-производителем, заявил Владимир Зеленский. По его словам, вопрос поставки самолетов поднимался в ходе переговоров на саммите Европейского политического сообщества в Кишиневе.

Главарь киевского режима сообщил о «закрытой встрече с несколькими странами, которые точно подтвердили, что дадут F-16». «Я получил от некоторых наших европейских партнеров понимание по количеству. Оно мощное», — уверен Зеленский.

На упомянутом европейском саммите президент бандерштата заявил, что сегодня российская сторона в конфликте имеет преимущество в небе по причине отсутствия у «захисников» современной боевой авиации. И добавил: «до истребителей надо дожить», зато они обеспечат Киеву победу, хотя на Западе распространена и иная точка зрения.

Читайте также
Теракт на Каховской ГЭС полностью меняет ход СВО Теракт на Каховской ГЭС полностью меняет ход СВО ВСУ парализовало собственную возможность переброски бронетехники на Южном направлении

Зеленский признал, что в настоящее время для самолетов F-16 на Украине отсутствует необходимая инфраструктура, но она «будет строиться и готовиться».

Надолго ли незалежной хватит западных истребителей, притом что их дадут порядка полусотни? Интересно, что официальная статистика, ведущаяся Соединенными Штатами и их союзниками, не признает ни одной потери «шестнадцатого» в воздушном бою. В послужном списке около 50 побед F-16 под управлением пилотов из США и их союзников по НАТО, еще порядка 40 — на счету пилотов ВВС Израиля, все одержаны над самолетами старых советских марок, переданных ВВС Сирии. Кстати, военные этой страны в 1981—1982 годах заявляли о пяти сбитых F-16, однако Тель-Авив отрицал потери.

В апреле 1987-го Афганистан заявил о сбитом его летчиками F-16, принадлежавшем Пакистану. Но в Исламабаде уверяли, что истребитель пал жертвой дружественного огня. В 2019-м пакистанские F-16 снова вступили в воздушный бой — теперь уже с индийскими самолетами. В Дели тогда признали потерю своего старого истребителя, сообщив, что один «шестнадцатый» сбили, с чем опять не согласился Исламабад.

В операции против Ирака «Буря в пустыне» в 1991 году истребители F-16 в боях не участвовали, хотя и поднимались в воздух. Однако этого хватило иракским ПВО, чтобы сбить три самолета.

Несколько «шестнадцатых», по неофициальным данным, были западными странами потеряны в ходе боевых действий на Балканах. Один F-16 в июне 1995-го поразил югославский комплекс «Квадрат». В мае 1999-го югославский же С-125 «приземлил» еще один американский истребитель. В Белграде заявляли, что пораженных штатовских «птичек» было больше, но доказать не смогли.

Полковник ВВС в отставке Виктор Алкснис напоминает, что F-16 являются многофункциональными легкими истребителями, достаточно современными боевыми самолетами, которые способны оказать влияние на ситуацию в зоне СВО.

— Связано это с тем, что к данному истребителю имеется полная номенклатура авиационных средств поражения, и он выступает в качестве носителя этих вооружений, или такой летающей платформы для их применения. Вплоть до того, что у него на вооружении могут быть ракеты «воздух-земля» дальностью до тысячи километров. Понятно, что появление этих ракет у противника повлияет на ситуацию, он сможет поражать объекты в нашем глубоком тылу. Однако я не верю, что будут воздушные бои между украинскими F-16 и нашими истребителями.

«СП»: Почему?

— Потому что у нас подавляющее превосходство в этом классе. Кроме того, комплексы С-300, С-400 довольно надежны. Если F-16 появятся в зоне поражения наших ЗРК, то с большой степенью вероятности будут сбиты. Поэтому украинская сторона будет беречь их, не станет использовать в пределах линии фронта и в зоне поражения наших ЗРК.

«СП»: Где их тогда могут использовать?

— Видимо, их станут применять как ударные самолеты для поражения целей в нашем ближнем тактическом тылу. Другой момент: эти 48 самолетов, которые, как я понимаю, Запад готов поставить Украине, надо где-то содержать. Все украинские аэродромы находятся в зоне поражения наших крылатых ракет и даже беспилотников. Поэтому их следует базировать на самой западной украинской границе, в районе Львова, либо на территории Польши или Румынии. Но если изберут второй вариант, то непонятно, как это будет соотноситься с заявлениями США и членов НАТО, что они в боевых действиях участия не принимают. Хотя в таком случае эти самолеты будут базироваться на аэродромах альянса, заряжаться ракетами, а потом взлетать и наносить удары по нашим объектам. Это будет очередной шаг в сторону эскалации украинского кризиса.

«СП»: Выходит, украинской стороне потребуется усиленно защищать аэродромы.

— Есть еще одна причина, по которой использование этих аэродромов затруднительно. Они построены в советские времена и по советским стандартам — из огромных плит, которые со временем теряют прочность. За ними нужен постоянный уход, в том числе удаление травы, которая прорастает в щелях между плитами. К тому же с утратой прочности появляется много осколков бетона, камешков — всякого мусора.

Читайте также
ВСУ пошли против солнца и потеряли три бригады ВСУ пошли против солнца и потеряли три бригады Как «Аллигаторы» и «Крокодилы» покусали бандеровских «Леопардов»

А у F-16 двигатель находится под фюзеляжем, то есть сантиметрах в 15 от поверхности полосы. И двигатель будет засасывать в себя этот мусор. Западные аэродромы строились по другой технологии — там сплошной бетон, мало осколков и прочего мусора. Данное обстоятельство тоже затрудняет использование этих истребителей. К тому же у ВСУ пока нет подготовленных пилотов.

«СП»: Насколько трудно их подготовить?

— Непросто готовить даже опытного пилота, скажем, два десятка лет летавшего на Су-27 или МиГ-29. На F-16 совершенно другой интерфейс кабины, где всё: тумблеры, индикаторы и прочее — выстроено совершенно по-другому. Ведь при проектировании самолетов используются определенные стандарты, нормы. Скажем, важнейший тумблер на наших самолетах может находиться справа, а на F-16 он располагается слева или спереди.

К этому надо привыкнуть, у летчика пользование ими формируется на уровне инстинкта, когда в полете требуется что-то переключить. Это требует длительного обучения, причем не просто теоретического, а во время летной практики. Поэтому всё будет очень непросто. Я не хочу сказать, что такое обучение невозможно, но проблемы серьезные.

Да, ВСУ могут взять наемников — бывших западных летчиков, которые официально закончили военную службу и сейчас вроде бы обычные гражданские люди. Но вопрос в том, захотят ли они рисковать своими жизнями в условиях надежной российской системы ПВО и при реальном шансе погибнуть.

Но, повторюсь, если Запад предоставит Киеву всю номенклатуру авиационных средств поражения, которые может применять F-16, это чревато серьезными проблемами для нас.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня