В конце мая стало известно, что Швеция готова поставить Украине 50 БМП CV-90 собственного производства. А машинка эта, как выясняется, очень даже ничего, хотя и не без проблем.
В начале восьмидесятых годов прошлого столетия в руководстве оборонного ведомства Швеции созрело решение о необходимости разработки альтернативы БТР Pbv 302, прослужившим к тому времени около двух десятилетий и утратившим моральное право называться современным вооружением.
С учетом господствовавшей тогда в умах шведских военных концепции самостоятельности национального ВПК, реализация этого проекта была поручена компании «НВ Utveckling AB». Однако в ходе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ первоначальные технические требования были пересмотрены в пользу разработки боевой машины пехоты, на базе которой можно было бы создавать разнообразные виды бронетехники. Даже такой эксклюзивной, каковыми без сомнения следует считать самоходную зенитную машину (Luftvärnskanonvagn 9040), передовую машину наблюдения (Epbv 90) или гусеничную бронированную минометную машину (Granatka Karpansarbandvagn 90).
Более подробного описания на наш взгляд требует лишь версия, названная «Броненосцем» и выстроенная на базе модульного шасси CV90 Mk III, которую следует позиционировать в качестве бронетранспортера. Эта машина может использоваться как центр командования и управления, машина медицинской помощи и даже как эвакуационная машина. Правда, до настоящего времени производится лишь версия БТР, пять единиц которой проходят программу испытаний на полигонах Дании.
Естественно, что «новые веяния» сказались на проектировании базовой платформы и в первую очередь ее ходовой части. Пытаясь сохранить приемлемую стоимость нового образца, наделив его при этом принципиально новыми боевыми возможностями, часть узлов и агрегатов просто позаимствовали у производимой серийно техники. Поэтому ходовая часть всех машин семейства CV-90 (или Strf 90 в шведском написании) получила классическую для БМП компоновку, с правым передним размещением моторно-трансмиссионного отделения. В основу силовой установки положен 550-сильный четырнадцатицилиндровый V-образный турбодизель Saab Scania DS14 в блоке с произведенной по лицензии трансмиссией X300−5, оснащенной планетарной АКП и дифференциальным механизмом с двумя бортовыми и гидростатической передачами. Трансмиссия обеспечивает шведской бронемашине CV-90 достаточно высокий уровень маневренности, а силовой агрегат DS-14 гарантирует 22,8-тонной БМП удельную мощность в диапазоне 20−25 л. с. на тонну и способность передвижения по шоссейным дорогам со скоростью 70 км/ч.
Башня и ходовая часть бронемашины защищены многослойной броней, состоящей из катаных стальных листов в сочетании с элементами из композитных материалов. Поверх последних могут монтироваться дополнительные бронемодули. Причем их тип полностью зависит от пристрастий эксплуатанта — в Швеции используют модули AMAP, производимые немецкой «IBD Deisenroth Engineering», в Нидерландах — RUAG, в Дании и Норвегии — MEXAS. Такое бронирование позволяет боевым машинам семейства Strf 90 выдерживать попадание 30-миллиметрового снаряда в любую проекцию. Установленные под определенным углом передние бронеплиты шведских БМП позволяют позиционировать лобовую проекцию в качестве усиленной.
Вооружение Strf 90 также зависит от модификации машины. В базовой версии БМП CV-9040 вооружена автоматической артиллерийской установкой Bofors L70B калибром 40 миллиметров и боекомплектом в 234 снаряда, специально для которой было создано несколько новых типов боеприпасов: осколочно-фугасный, оснащенный программируемым взрывателем, подкалиберный бронебойный, трассирующий и некоторые другие. Технические и эксплуатационные характеристики этих снарядов позволяют поражать любую из стоящих сегодня на вооружении армий мира бронетехнику (кроме танков) на дистанциях, не превышающих тысячу метров.
В качестве дополнительного вооружения используются спаренный с пушкой 7,62-миллиметровый пулемет Ksp m/39B с боекомплектом в две тысячи патронов и дымовые гранатометы. По желанию экипаж может быть вооружен и противоракетным комплексом RBS-56 Bill, правда, применять его можно лишь с земли или выставив из башенного люка, что абсолютно невозможно выполнить без остановки машины.
Вооружение БМП CV-9040 управляется посредством единой системы, включающей в свой состав перископические прицелы Sopelem M371, способные с точностью до 10 метров измерять расстояние в пределах от двухсот до почти десяти тысяч метров, лазерный дальномер Simag LV-401 и баллистический вычислитель MYBOF. Именно последний, работая в полуавтоматическом режиме, отвечает за выдачу необходимых поправок в СУО. Экипаж БМП состоит из трех человек, плюс восемь (в некоторых модификациях — шесть) полностью экипированных десантников.
А теперь, о боевом потенциале. Очевидно, что принятая три десятилетия (1993 г.) назад БМП Strf 90 не может претендовать на отнесение ее к категории современных, однако несколько последовательных модернизаций сохранили ее технические и эксплуатационные характеристики на достаточно высоком уровне. И это подтверждается ее весьма неплохими позициями на мировом рынке вооружений. Эксплуатантам импонирует ее эффективная защита, обеспеченная комплексным бронированием, артиллерийская установка «серьезного» калибра и современная СУО. Кроме того, боевые машины семейства Strf 90 неплохо зарекомендовали себя в реальных боевых операциях, в которых принимали участие армии стран-эксплуатантов.
Вместе с тем, БМП CV-9040, равно как и машины на ее платформе, не лишены недостатков, среди которых:
ограниченность подвижности при использовании варианта полного бронирования;
уязвимость перед танками и ПТРК;
недостаточная противоминная защита в случае использования противником тяжелых боеприпасов;
специфическая система боепитания, магазин объемом в двадцать четыре выстрела и необходимость его ручного пополнения, минимизирующие практическую скорострельность автоматической артиллерийской установки Bofors L70B.
Получив шведские БМП, к озвученным выше недостаткам Киев приобретет проблему в виде необходимости использования унитарных 40-миллиметровых выстрелов, которых у ВСУ, естественно, нет, а также трудности логистического характера. В перечень, мягко говоря, затруднений, ожидающих шароварное воинство, следует добавить отсутствие эксплуатационного опыта, подготовленных экипажей и запасных частей. Кроме того, более чем активное противодействие со стороны ВС России предполагает быстрые и неизбежные потери в и так немногочисленном парке шведских машин. И несмотря на то, что БМП или БТР семейства Strf 90, пожалуй, лучшее, из того, что имеется у самостийных захисников евроатлантической солидарности, по крайней мере, по уровню огневой мощи и защиты, он не способен противостоять ни танкам, ни ПТРК, ни армейской и фронтовой авиации, ни артиллерии. При этом с каждой уничтоженной БМП первоначальные сложности ее поражения будут снижаться пропорционально получаемому российскими военными опыту.
Решение о поставках Киеву БМП и БТР семейства Strf 90 стоило Стокгольму многих месяцев раздумий. И не случайно. Ведь в том, что они сразу после попадания на территорию Украины попадут в перечень приоритетных целей, сомневаться не приходится. Как и в том, что требования предводителя «95 квартала» о поставках все новых и новых вооружений носят бесконечный характер, а их исполнение предполагает сокращение количества современной бронетехники в своей собственной армии. И подобная перспектива ожидает не только Швецию, но и весь Североатлантический альянс.