Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Доберется ли израильская «Меркава» до украинских степей

200 танков устаревших модификаций Израиль внезапно снимает с хранения

3425
На фото: израильскиq танк "Меркава"
На фото: израильскиq танк «Меркава» (Фото: ZUMAPRESS.com/TASS)

Очередной шторм в головах представителей западного медиапространства, освещающих события, происходящие на Украине, спровоцировала появившаяся в сети информация о решение Тель-Авива снять с хранения более двухсот единиц ОБТ «Merkava», технически и морально устаревших версий «Mk.3» и «Mk.2». Впервые об этом сообщил израильский ресурс Ynet.

Как известно, танк сегодня достаточно ходовой товар, который необходим не только воюющим Украине и России, но практически всем европейским членам Североатлантического альянса, под метлу разгрузившим свои базы хранения и арсеналы.

Несмотря на приверженность израильского военно-политического руководства правилам сохранения коммерческой тайны относительно подробностей предстоящих сделок, кое-какой информацией они все же поделились. В частности, в качестве возможных приобретателей называются две страны, одна из которых находится на европейском континенте. В этом корреспондента экономического издания «Калкалист» попытался убедить бригадный генерал запаса Яир Кулас, занимающий должность руководителя отдела оборонного экспорта израильского минобороны. «На европейском континенте» — вовсе не значит, что Украина. Но исключить такой вариант нельзя.

Читайте также
«В России есть сторонники мутных переговоров и отказа от наступления» «В России есть сторонники мутных переговоров и отказа от наступления» М. Александров: Запад понимает, что на поле боя Украине не светит, и взял курс на раскол внутри РФ

Итак, что это за машины и как они будут выглядеть в случае своего гипотетического (подчеркиваем!) попадания на «территорию 404» на фоне распиаренных, но как выясняется не таких уж и эффективных «Леопардов», «Абрамсов» и «Челленджеров». Начнем, как водится, с возраста. Серийное производство «Mk.2» стартовало в 1983 году, а версии «Mk.3» — в 1990-м. То есть, их возраст сопоставим с теми же «M1 Abrams» (1980 г.) и «Leopard 2» (1979 г.). А, уж в сравнении с участвующими сегодня в спецоперации «Z» российскими Т-55 (1958 г.), ранние версии «Merkava» выглядят вполне себе современно.

Танки, о которых сегодня идет речь, по мере наращивания темпов производства и принятия на вооружение ОБТ модификации «Merkava Mk.4», постепенно снимались с вооружения и отправлялись на хранение. Конечно, умение хранить военную технику дано не каждому, но думается, что у представителей ЦАХАЛ это получается несоизмеримо лучше, нежели у шароварных последователей Бандеры.

К слову, рейтинги лучших танков мира, выпускаемые авторитетным аналитическим агентством «Forecast International» (США), регулярно отводят израильской «Меркаве» лидирующие позиции, опережающие не только современные модификации российского Т-90, но и одну из «икон» европейского танкостроения — «Leopard 2А7+».

Ключевая особенность танка «Меркава» заключается в том, что его разработка велась под определенный и весьма специфический театр боевых действий. Конструкция боевой машины «заточена» под применяемые танкистами ЦАХАЛ тактические приемы.

Начиная с 1979 года, когда стартовало серийное производство основного боевого танка, создано четыре его модификации — с Mk.1 по Mk.4. Сегодня ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по реализации проекта «Merkava-Mk.5», позиционируемого разработчиком в качестве принципиально новой боевой машины.

В создании нового основного танка главный акцент делается на гармоничное сочетание высокой маневренности, беспрецедентной огневой мощи и гарантированной защищенности экипажа, который даже после поражения боевой машины не должен пострадать. В процессе формирования внешнего облика и массогабаритных характеристик новой «Merkava» немаловажную роль сыграл такой, на первый взгляд неожиданный фактор, как компактность территории Израиля. Не является секретом, что массогабаритные характеристики тяжелой бронированной техники в целом, и танков в частности определяют существующие в стране стандарты железнодорожных перевозок. Но, поскольку функциональное назначение «Меркавы» заключается в защите собственной, очень небольшой территории, его (танка) транспортировка может беспроблемно осуществляться посредством автомобильных платформ. Вероятно поэтому, израильский танк — один из наиболее тяжелых.

Примечательно, что «Merkava» не способна эффективно реализовывать свой боевой потенциал в условиях высокой тропической влажности, низких температур окружающего воздуха и, как бы странно это не звучало, бездорожья. Вместе с тем, этот танк прекрасно себя чувствует в песках ближневосточных пустынь. Разумеется, столь «узкая специализация» не могла не сказаться на экспортных перспективах израильского танка, поэтому альтернативы его применению исключительно для защиты собственной территории, по большому счету просто нет.

Мы уже упоминали об особой тактике действий бронетанковых войск ЦАХАЛ, которая заключается в ведении огня с заранее подготовленных позиций, расположенных, как правило, на склонах высот. В этом случае самой уязвимой частью танка остается его башня. Понимая это, разработчик «Меркавы» постарался минимизировать ее фронтальную проекцию, а основную часть боевого отсека убрать в корпус.

Другой особенностью израильского танка следует считать его непривычную компоновку, в соответствии с которой передняя часть корпуса отдана под моторно-трансмиссионное отделение. Необычным для танка выглядит и наличие у «Merkava» десантного отделения, которое можно использовать для транспортировки раненых или сменного экипажа. Часть профильных экспертов такое нестандартное конструкторское решение считают веской причиной для позиционирования «Меркавы» в качестве тяжелой универсальной бронемашины с функциями БТР или БМП.

Однако и на этом особенности нового танка Армии обороны Израиля не заканчиваются. «Меркава» имеет литые корпус и башню, а ее противоснарядно-противокумулятивная броня выполнена с очень большими углами наклона, что в совокупности с клинообразной конфигурацией башни способствует значительному увеличению количества рикошетов.

А теперь, вернемся к обсуждению возможности «Merkava» теми или иными путями попасть в распоряжение «самой сильной армии Европы» и ее боевых перспектив на украинском ТВД. Сначала о сложностях. Во-первых, Тель-Авиву потребуется некоторое время (порядка двух-трех месяцев) на документальное оформление и техническую подготовку машин. Во-вторых, необходимо согласие США на передачу танков третьим странам, поскольку эти боевые машины оснащаются силовыми агрегатами американского производства. Однако, нам думается, что перманентно дряхлеющий «гегемон» в случае необходимости не задумываясь переступит любую красную черту. И примеров этому мы уже видели массу.

Читайте также
The Times: «У киевской разведки нет даже представлений, как глубоко выстроена российская оборона» The Times: «У киевской разведки нет даже представлений, как глубоко выстроена российская оборона» Запад узнал победную тактику «Вагнера» и военных инженеров

Что же касается возможной «военной карьеры» ранних модификаций «Merkava» на украинском театре военных действий, то вряд ли она будет сильно отличаться от достижений ее натовских «коллег» — «Челленджеров» и «Леопардов». Израильтяне создали безусловно хорошую машину, но создали ее для себя, так сказать для внутреннего употребления. Да и обильно политые ливнями жирные украинские черноземы для 60-тонной «Mk.2» или 65-тонной «Mk.3», совсем не тоже самое, что иссушенные тропическим солнцем известняки плато Негев.

Так что, возможность попадания «Меркавы» к ВСУ весьма и весьма сомнительна. Скорее можно предполагать получение «страной самых смелых президентов» очередной партии Т-72 или Т-80У. Например, от того же Кипра, у которого их (Т-80У) порядка восьмидесяти двух единиц (по состоянию на 2017 год) и который позиционируется в качестве одного из возможных участников танковой сделки с Израилем. Или от Южной Кореи, которая еще в позапрошлом году обладала парком из четырех десятков советских «восьмидесяток».

Кстати, на базах хранения оборонного ведомства Израиля стоит несколько сотен БТР М113, которые в силу их абсолютной незащищенности перед огнем противотанковых средств так и не нашли своего покупателя. Зная любовь киевской шайки к попрошайничеству, можно предполагать, что здесь их может ждать определенный успех.

И в заключение, вернемся к представителям Министерства обороны Израиля, заявившим буквально следующее: «Информация о возможной передаче танков „Merkava- Mk.2“ и „Merkava- Mk.3“ из резервов ЦАХАЛ не соответствует действительности». Однако, ценность обещаний и заверений коллективного Запада, равно как и их друзей-вассалов, уже давно усиленно стремится к нулю. А потому, поживем — увидим.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Ющенко

Руководитель пресс-службы ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня