Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Нехватка катеров мешает российским ДРГ кошмарить ВСУ за Днепром

Почему военные просят лодки у волонтеров, а не получают от Минобороны?

7693
На фото: работа в цеху судостроительного завода "Море". Предприятие специализируется на производстве скоростных кораблей и судов из легких алюминиевых сплавов с динамическими принципами поддержания (на подводных крыльях, воздушных подушке и каверне и др.
На фото: работа в цеху судостроительного завода «Море». Предприятие специализируется на производстве скоростных кораблей и судов из легких алюминиевых сплавов с динамическими принципами поддержания (на подводных крыльях, воздушных подушке и каверне и др. (Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС)
Материал комментируют:

Дефицит современных катеров и лодок ограничивает возможности наших военных в Херсонской области, а порой приводит к трагическим последствиям. Кадры гибели наших бойцов из-за сломавшейся старой моторки публикует портал «Русская весна».

По словам военнослужащих российских подразделений на херсонском направлении, им действительно нужны нормальные плавсредства для боев на Днепре. «Требуются лодки на 6−8 бойцов, не резиновые, с мотором минимум 60 лошадиных сил», — информирует издание.

О критической ситуации с плавсредствами в Херсонской области специалисты пишут давно. Речь об обеспечении безопасности акваторий не только Днепра, но и черноморского и азовского побережья. Это стало особенно актуально в связи с возможным форсированием реки силами ВСУ.

Отмечается, что потребность в малом флоте подразделений на левом берегу Днепра, оценивается в 100 единиц. Главная нужда — в катерах длиной до 8 метров. Они должны быть быстроходными, блестящими (вероятно, чтобы отражать сигнал локатора противника), защищёнными и обладать возможностью использования по модульному принципу.

Читайте также

Для наблюдения за пусками БПЛА, ретрансляции связи, РЭБ и решения других задач нужны безэкипажные катера. Они могут быть подводными, надводными или полупогружными. Есть потребность и в катерах-камикадзе (такими ВСУ пытались атаковать наши корабли в Севастополе).

По некоторым данным, весной прошлого года ряд отечественных производителей спецкатеров и лодок были готовы предоставить военным свои изделия даже бесплатно, но практических результатов не было.

Теперь маломерные суда приходится реквизировать у местного населения. В частности, об изъятии 30 плавсредств в Геническе весной говорил врио губернатора Херсонской области Владимир Сальдо. Вряд ли это добавляет симпатий местным властям.

В ожидании системного решения проблемы предприятиями ВПК, имеет смысл использовать нестандартные временные способы решения проблемы. Так, военкор Александр Коц обратил внимание на простаивающие без дела катера, изъятые у браконьеров в Дагестане.

«Почему бы их не передать на нужды СВО? Вот губернатор Приморья передает фронту технику, которую изымают у „черных лесорубов“ — от легковых машин до тракторов. Что может помешать главе Дагестана сделать аналогичный жест», — написал военкор. Между тем, США еще в ноябре прошлого года отправили Украину 40 речных бронекатеров.

— В советские времена трудно представить, что было бы с тем, кто не выполнил приказ, например, маршала Жукова о поставке в войска необходимых им катеров, лодок и других плавсредств, — сетует военный эксперт Владимир Прохватилов. — А теперь, получается, можно наплевать? Когда Игоря Краснова назначили генпрокурором, он предложил мне стать экспертом ведомства по правонарушениям в оборонной промышленности. И в Генпрокуратуре, и в ФСБ тонны уголовных дел по таким нарушениям. Но им не дают ходу. С началом СВО мало что изменилось.

Военный эксперт Виктор Литовкин рассуждает о потребности в плавсредствах в контексте возможного наступления ВС РФ.

— Все российские боевые машины пехоты — плавающие. Есть у нас и плавающие бронетранспортеры. Но вода на Днепре низкая, на берегах многометровый ил. Это, по сути, непроходимое болото. Преодолеть такое препятствие на бронетехнике нашей армии сейчас невозможно.

Есть инженерные войска, у которых много средств для переброски и танков, и САУ, и другой тяжелой техники. Но, видимо, не хватает. Наверное, потому что в свое время при сокращении Сухопутных войск многое «порезали». А быстро восстановить производство невозможно.

«СП»: Задача форсирования Днепра стоит, скорее, перед ВСУ. Для этого украинцы используют западные плавсредства. Нам катера и лодки нужны для обороны, для контроля акватории…

— Акваторию проще контролировать с помощью радиолокационных средств. Днепр открыт. Стоит наша РЛС и видит все, что происходит на воде и побережье.

О том, почему образовался дефицит катеров и лодок у наших военных «СП» рассказал политический активист, гуманитарщик в Херсонской области Евгений Николаев.

— Несмотря на сброс воды в Каховском водохранилище, ширина Днепра в самых узких местах в Херсонской области примерно 400−450 метров. А в районе Энергодара — метров 800. Так что без лодок никак.

К нехватке плавсредств привели две основные причины: коммерциализация оборонки и невысокое качество принимаемых административных решений.

Читайте также

«СП»: Поясните.

— Зимой поступила команда о необходимости срочно решить проблему несанкционированного выхода местных жителей в море. Поскольку часть их промышляла контрабандой, а в условиях боевых действий выполняла роль разведки для ВСУ. В результате часть лодок и на Днепре, и на Азовском море была либо уничтожена, либо приведена в негодность.

Очень много подходящих плавсредств осталось на правом берегу Днепра. Почему наши военные, когда уходили из Херсона, не перегнали их на левый берег, непонятно. Время и возможности для этого были. Видимо, руки не дошли… В результате всех этих неблагоприятных процессов катеров и лодок для российской Днепровской флотилии теперь нет.

«СП»: Зачем лодки нужны ВСУ — понятно: они хотят форсировать Днепр. А зачем лодки нашей стороне?

— У нас много рассказывают про украинские ДРГ, которые действуют на левом берегу Днепра. Но и наши ДРГ работают на той стороне — вплоть до Кривого Рога. Кусают ВСУ по полной программе.

Кстати, сомневаюсь, что украинцы смогут форсировать Днепр более-менее крупными силами. Полноценный десант, используя их «москитный флот», высадить нереально. Но можно беспокоить, тревожить наших военных малыми силами.

«СП»: Получается, о переправе по воде на катерах с целью наступления речь не идет ни для российской, ни для украинской стороны…

— Начиная с лета прошлого года на нашей стороне было много понтонов. С их помощью в 6−7 местах можно было навести переправы. Они лежали открыто вдоль дороги, по которой ездили местные «ждуны». Это был тревожащий ВСУ фактор. Но потом понтоны убрали. Вряд ли увезли. Наверное, хорошо спрятали. И это тревожит ВСУ еще сильнее.

Последние новости
Цитаты
Ирина Соколинская

Эксперт по драгоценным металлам, дизайнер ювелирных изделий

Роберт Нигматулин

Академик РАН

Михаил Матвеев

Депутат Госдумы РФ, заместитель председателя парламентского комитета по региональной политике и местному самоуправлению

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня