Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Дунайский козырь ВМС Украины и НАТО: Топить русские корабли начнем отсюда

Похоже, в Киеве поставили крест на Одессе как надежном укрытии для собственного флота, если тот с помощью союзников удастся возродить

20194
На фото: во время военно-морских учений НАТО и партнеров альянса Sea Breeze
На фото: во время военно-морских учений НАТО и партнеров альянса Sea Breeze (Фото: Стрингер/ТАСС)

Дельта Дуная на глазах превращается в одну из самых «горячих точек» Европы. Еще не разобраны руины украинских портов Измаил, Килии и Рени, образовавшиеся после неоднократных ударов российских дронов по их причалам и зерновым терминалам. А с понедельника, 11 сентября 2023 года, в этом же районе начнет развертывание американский и украинский спецназ, румынские бронекатер Posada, штурмовые катера и бронетранспортеры-амфибии, специальный водолазный корабль Venus, специалисты по обезвреживанию морских мин и водолазы из Великобритании, Франции, Болгарии, Турции. С воздуха за их действиями станет наблюдать патрульно-разведывательный самолет типа Poseidon ВМС США.

Официально все это будет называться совместными учениями «Sea Breeze 23.3». В румынских военно-морских силах утверждают, что главной целью учений станет «развитие оперативной и тактической совместимости стран-союзников. В частности, планируется отработать обеспечение свободы судоходства и разминирование акватории».

Читайте также
«Это были корректировщики огня»: Хроника ночного удара «Гераней» по Киевщине «Это были корректировщики огня»: Хроника ночного удара «Гераней» по Киевщине 10 сентября на воздух взлетел крупнейший арсенал ВСУ

На первый взгляд — занятие в этих краях крайне актуальное. Поскольку с началом боевых действий между Россией и Украиной минная опасность в водах Черного моря там, где в них впадает Дунай, действительно значительно выросла. Особенно в районе принадлежащего Украине устья Быстрое.

28 июля 2022 года во время промера глубин на фарватере здесь подорвалось украинское малое гидрографическое судно «Шляховик». Через три дня, 31 июля, — наскочил на мину и затонул лоцманский катер «Орлик», шедший под тем же флагом. Следом от взрыва морской мины 3 августа повреждения получил плавкран, отправленный на подъем со дна «Орлика».

Выглядело и выглядит до сих пор это действительно тревожно. Но — вы заметили? — особого резонанса в мире перечисленные факты не получили. Почему?

Вне сомнения потому, что все три потери украинского гражданского флота в устье Дуная случились на украинских же минах. Тех самых, что сразу после начала нашей спецоперации были в массовом порядке и не слишком умело выставлены Киевом в районе Одессы для предотвращения высадки там российской морской пехоты. А потом, сорванные штормами с якорей, принялись носиться по всему Черному морю исключительно по воле волн. И были замечены не только у устья Быстрое, но даже и у входа в турецкий Босфор. До которого от Одессы не одна сотня миль.

Так что — ничего удивительного. Но что, по логике, резонно переживающему за безопасность судоходства в Черном море мировому сообществу стоило бы сделать в первую очередь? Попросить Киев больше так не «шалить» со смертоносным оружием. Особенно, если как под Одессой, оно почти антикварное, произведенное в Советском Союзе в 50-х годах прошлого века. И если Киев послушается, все снова на Дунае станет тихо и спокойно.

Но судя по тому, что в списках участников учений «Sea Breeze 23.3» как раз Украина и значится, стало быть, перечисленные выше страны НАТО совместно с нею намерены тренироваться в поисках каких-то других морских мин. И, с учетом происходящих сегодня в зоне СВО боевых событий, даже легко догадаться: чьих именно?

Нам не дано заглянуть во всегда и всюду разрабатываемую в ходе подготовки к подобного рода учебно-боевым мероприятиям «легенду» учений. Там-то как раз все указано четко: оперативно-тактический фон маневров, основной противник, типы его оружия и способы его применения. Однако понятно, что согласованные в Брюсселе, Вашингтоне и Киеве бумаги хранятся эти под грифом «Совершенно секретно». Поэтому придется все попытаться перенести в область стройных рассуждений. Но — исключительно на широко обнародованных фактах.

Читайте также
Оружие КНДР: Подлодка «Romeo» нам без надобности, а противотанковый «Bulsae-4» вполне бы пригодился Оружие КНДР: Подлодка «Romeo» нам без надобности, а противотанковый «Bulsae-4» вполне бы пригодился Северокорейский комплекс может жечь Abrams, Leopard и Challenger 2 уже при подходе к линии атаки

О чем они говорят? О том, что Украина под ударами российских Вооруженных сил давно лишилась того военно-морского флота, который она имела. Последний остававшийся на плаву боевой корабль ВМСУ СДК «Юрий Олефиренко» нашей авиацией был уничтожен 29 мая 2023 года в районе Одессы. Но Киев и его союзники не жалеют ни сил, ни денег, чтобы возродить способность Украины хоть как-то контролировать Черное море. Или хотя бы его северо-западную часть.

С этой целью уже очень многое сделано и продолжает делаться. Причем, очень далеко от украинских берегов.

Так, Турция по заказу Киева с 2020 года продолжает строительство для ВМСУ серии достаточно современных и мощных противолодочных корветов типа Ada / MILGEM с элементами технологии «стэлс». Основное вооружение — по восемь противокорабельных ракет Harpoon, одна пусковая установка (21 ракета в блоке) RАM-116 Mk 31, 76-мм артустановка OTO Melara Super Rapid, усовершенствованная лёгкая противолодочная торпеда MU90/IMPACT, стоящая на вооружении ВМС Германии, Франции, Италии, Дании, Австралии и Польши.

В октябре 2022 года года первый такой корвет под названием «Гетьман Іван Мазепа» с тактическим номером F211 на борту был спущен на воду Стамбульской судостроительной верфью. Сейчас продолжается его достройка на плаву, установка вооружения и оборудования. Корабль должен выйти на государственные испытания уже в этом году. Киев рассчитывает, что в боевой состав разгромленных ВМСУ он войдет в 2024 году.

В Стамбуле же турками немедленно начаты работы над строительством для ВМСУ второго корабля того же типа. По слухам он будет назван «Гетьман Павел Скоропадский».

Что важно: при подписании контракта предполагалось, что турки на своих мощностях доведут головной корабль до 80-процентной готовности. А затем первого «гетьмана» отбуксируют в украинский город Николаев, где уже и примутся доводить до ума. Там же с нуля, однако по турецким технологиям, собирались строить и другие корветы серии.

Но теперь, понятное дело, все это улетело в тартарары. Бывший знаменитый советский город корабелов Николаев в обозримой перспективе ничего не сможет заложить на своих верфях. Некому и не на чем. Поскольку фронт рядом, сразу за Днепром. Поэтому ответственность за выполнение сделки с корветами для ВМСУ целиком легла на Турцию. Чему она, надо полагать, страшно рада. Ибо такая работа под патронатом НАТО и на западные кредиты сулит ей большие деньги. Все-таки стоимость каждого такого корабля составляет около 8 млрд гривен (или $218 млн).

Далее. 11 июля 2023 года в киевском телеэфире тогдашний министр обороны Украины Алексей Резников внезапно заявил: «Даже корабли противоминные мы уже тоже имеем. Два корабля противоминных стоят в Британии под украинскими флагами и с украинскими экипажами. И скоро мы то же самое получим от правительства Нидерландов. Остаются подводные лодки».

О чем, собственно речь?

Самое любопытное тут, конечно, — о каких, собственно, субмаринах размечтался Резников? И насколько обоснованы эти его «мрії» (мечты) о подводном чудо-оружии? Но сначала о том, что касается противоминных кораблей для Киева. Или для многих привычнее — тральщиков.

2 июля 2022 года в Глазго (Великобритания) в рамках празднования ежегодного Дня Военно-морских сил Украины состоялась официальная церемония подъема украинских военно-морских флагов на двух переданных ВМСУ из состава британского флота тральщиках-искателях мин типа Sandown. В тот же день оба корабля были официально включены в боевой состав ВМС Украины.

Читайте также
Одесский порт: 54 причала пока держат ракетно-бомбовый удар нашей авиации Одесский порт: 54 причала пока держат ракетно-бомбовый удар нашей авиации Береговые сооружения Жемчужины у моря построены из лучшего в мире бетона, но дело не только в этом

С лета 2022 года на Grimsby и Shoreham была начата практическая подготовка украинских экипажей. А в сентябре минувшего года на бортах этих кораблей появились новые названия — «Чернігів» и «Черкаси».

Что получил в итоге Киев? В сущности — два крохотных кораблика из стеклопластика, полным водоизмещением в 600 тонн и длиной в 52 метра. Экипаж — 45 человек, в том числе семь офицеров.

Еще пару кораблей подобного класса «начиная с 2025 года» Киеву действительно в марте нынешнего года пообещали Нидерланды. Об этом объявил их министр обороны Кайса Оллонгрен в ходе своего посещения Одессы и Николаева.

Речь о 600-тонных тральщиках-искателях мин типа Alkmaar (проекта Tripartite), подлежащих выводу из состава голландского флота. Кораблики не новые, спущены на воду в 80-х годах прошлого века. Было их у голландцев полтора десятка. Осталось пять. Но и те скоро не понадобятся. А попрошайке-Киеву — в самый раз. Начало подготовки украинских экипажей на тральщики-искатели мин запланировано на конец 2023 года.

А теперь: о каких, собственно, подводных лодках размечтался минувшим летом Киев?

В принципе, обладание хоть какими ни на есть субмаринами на Черном море — «голубая» места украинских адмиралов и политиков. Иначе трудно атаковать русские Крым, Новороссийск и Севастополь. Разве что безэкипажными катерами. А хотелось бы нашим врагам большего.

Поиски вариантов начались в 2016 году с заявления тогдашнего командующего Военно-Морскими силами Украины вице-адмирала Сергея Гайдука: «Нашими планами предусматривается до 2020 года возродить в составе ВМС подводные силы в составе 2−4 подводных лодок. Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе».

Чуть позже выяснилось, что на первых порах Гайдук считал бы достаточным где-либо за рубежами разжиться для ВМСУ новым соединением хотя бы в составе двух малых и одной средней подводных лодок. Но где?

Попытались было украинцы уговорить Турцию, которая как раз в те времена собралась расстаться с четырьмя списанными дизельными ракетными подводными лодками типа «Атылау», построенными в 1976—1994 годах. А фактически — с очень приличными субмаринами германского проекта 209, построенными по лицензии Берлина и при техническом содействии германских фирм на турецкой верфи Colcuk Naval Shipyard.

Может, все бы у Киева тут и «срослось». Но без Берлина, продавшего туркам лицензию на «Атылау», было не обойтись. А немцы, которых в ту пору возглавляла канцлер Ангела Меркель, внешне старались дистанцироваться от российско-украинского конфликта. И разрешения на сделку не дали.

Ясно, что Киев поиски подлодок продолжил и продолжает. Но — где? Что? Официально на этот счет пока сплошной туман.

Однако ходят слухи, что теперь противник ведет переговоры с Францией о передаче ему двух очень приличных дизельных подводных лодок типа Scorpene. Но — во избежание политических осложнений для Парижа — через Румынию.

Во всяком случае, в мае 2023 года румынский парламент неожиданно одобрил покупку у французов в течение восьми лет именно двух очень современных дизельных подводных лодок класса Scorpene. Которые вместе с торпедами, материально-техническим обеспечением, обслуживанием и технической поддержкой, а также с обучением экипажей обойдутся румынам в очень немалые для этой небогатой страны 2 млрд. долларов.

Главное достоинство Scorpene для Киева: торпедные аппараты, которыми вооружены такие субмарины, позволяют им применять противокорабельные ракеты SM-39 «Экзосет» и морские мины. А это уже очень серьезно для России в борьбе за Черное море.

Теперь попытаемся обобщить все сказанное. Совершенно очевидно, что коллективный Запад уже сегодня делает все возможное, чтобы Украина в перспективе не осталась вовсе без собственного боевого флота. На восстановление ВМСУ из пепла сразу несколькими странами ассигнованы немалые деньги.

Вероятно, расчет делается на то, что Турция, которая с начала СВО наглухо закрыла черноморские проливы для прохода любых военных кораблей под любыми флагами, рано или поздно поменяет свою позицию. И тогда Украина почти мгновенно начнет принимать в Черном море серьезно вооруженные «подарки».

Но где их базировать? Одесса, которая после 2014 года стала главным пристанищем ВМСУ, почти под непрерывными ракетными ударами русских. Ее портовые сооружения разрушены. А то немногое, что еще уцелело, продолжает разрушаться практически в еженедельном режиме залпами из недалекого от нее Крыма. Почти каждый из которых достигает цели из-за слабости ПВО Украины на южном направлении. Все мало-мальски боеспособное в борьбе за небо стянуто под Киев.

Таким образом, Одесса в качестве главной базы ВМСУ, если они внезапно воскреснут, теперь не вариант. Как быть Киеву?

Читайте также
Обнаглевшие ждуны Крыма: Сними Z-кепку, а то спалю Обнаглевшие ждуны Крыма: Сними Z-кепку, а то спалю Против исламского радикала все же возбудили уголовное дело

И вот тут-то, похоже, у противника и возник вариант с Дунаем. Переместить главную базу для будущего корабельного состава, предположим, в Измаил, может показаться очень заманчивым. Потому что бить по Измаилу ракетами «Калибр» или «Оникс» для нас достаточно рискованно. Ширина реки возле этого города всего порядка 300 метров. В случае даже незначительного промаха российские крылатые ракеты могут угодить и в Румынию. Со вполне очевидными военно-политическими последствиями в виде пресловутой статьи 5 устава НАТО.

Вероятно, именно поэтому до сих пор мы по дунайским портам Украины стреляем исключительно очень тихоходными «Гераньками». Впрочем, пока России в тех краях хватает и их. Но в случае, если главная база ВМСУ будет перенесена на Дунай, система ее ПВО совершенно точно будет резко усилена.

Существует, похоже, и еще вариант. В случае смертельной опасности украинские корабли к противоположному берегу с согласия румын можно перетащить едва ли не на канате. Примерно, как старый деревенский паром где-нибудь на сибирской речке. А их пребывание в соседней стране объявить хоть дружественным, хоть деловым заходом.

Что тогда делать России? Повторяю: заглянуть в планы Киева и НАТО нам, понятно, никто и никогда не позволит. Но характер предстоящих совместных учений НАТО и Украины «Sea Breeze 23.3» и состав привлекаемых к ним сил указывает, на мой взгляд, на то, что противники нашей страны предполагают: Москва способна скрытыми минными постановками наглухо заблокировать проход в Дунай по контролируемому Киевом руслу Быстрое со стороны Черного моря. С понедельника враг на практике начнет готовиться к отражению подобной угрозы.


Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня