Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Русская плавающая гаубица сможет поразить цели за Днепром, но лет через десять

Удастся ли «Курганмашзаводу» быстро возобновить проект советской САУ «Пат-С»

8265
В сборочном цехе (на снимке) Курганского машиностроительного завода, производящего бронетехнику.
В сборочном цехе (на снимке) Курганского машиностроительного завода, производящего бронетехнику. (Фото: Александр Алпаткин/ТАСС)
Материал комментируют:

В России начались работы по созданию плаваю­щей гаубицы калибра 152 мм на базе БМП-3, рассказал заместитель исполнительного директора по ГОЗ и ВТС «Курганмаш­завода» Роман Хромов. Речь идет о возобновлении советского проекта 80-х годов «Пат-С». Сейчас ведется сбор информации и ее анализ для подготовки проекта технического зад­ания.

«Изучая, как ведутся сейчас в зоне СВО боевые действия и перемещение техники, … мы видим, что потребность в легкой машине с гаубицей калибра 152 мм присутствует», — пояснил Хромов. По его словам, требования заказчика сейчас нужно актуализировать, в частности, с точки зрения системы управления огнем.

В СССР «П­ат-С» не пошла в серию потому, что был подписан договор о сокращении обычных вооружений в Европе. Тогда по целому ряду перспективных машин работы были свернуты. Сейчас, очевидно, идет обратный процесс. «Пат-С» — первая в мире крупнокалиберная гаубица, способная переплывать водные преграды, причем со скоростью 10 км/ч. Будет форсировать Днепр?

Читайте также
Британские ВВС отправляются в затяжной полет над Черным морем Британские ВВС отправляются в затяжной полет над Черным морем Лондон поможет самостийным диверсантам в воздухе и под водой

Использование шасси БМП-3 позволило снизить массу прототипа «Пат-С» с топливом, экипажем и боекомплектом до 18,7−18,8 тонны. А 10-цилиндровый дизель УТД-29 мощностью 450 лошадиных сил разгонял ее до скорости 70 км/час и позволял преодолевать на одной заправке до 600 км. Примерно такое расстояние от линии боевого соприкосновения в ДНР до Киева.

Согласно открытым данным, ширина Днепра у столицы Украины около 1,3 км, около Днепропетровска — 1 км, у Запорожья — менее километра, в Херсоне после подрыва плотины Каховской ГЭС и того меньше. Таким образом, новой курганской САУ для форсирования реки (в идеальных, конечно, условиях) потребуется не более 10 минут. Или все-таки нет?

— Речь идет о сверхмобильной САУ, имеющей возможность преодоления сходу, без подготовки, водных преград, — говорит главный редактор портала MilitaryRussia.Ru Дмитрий Корнев. — Выглядит очень интересно. Правда, гаубица должна работать не на переднем крае.

Это то, что всегда хотели сухопутные войска. Напомню, еще в советское время многие ракетные комплексы пытались перевести на плавующую базу. Например, «Точку-У». РСЗО — нет, «Искандеры» тоже нет, но зенитные комплексы, ту же «Осу» — да. Это был тренд.

Сейчас аналогично пытаются что-то делать на базе БМП-3. Например, ЗРК «Сосна». И в этом же русле, видимо, плавающая гаубица «Пат-С». Вокруг того, есть ли смысл в такого рода плавающем комплексе или нет, ведутся почти религиозные споры.

«СП»: Так все-таки есть смысл?

— Понятно, что Кургану это нужно. Там хотят, чтобы был гособоронзаказ, чтобы он увеличивался. Обоснование этого, в первом приближении, есть. Плавающая самоходная гаубица теоретически должна быть более мобильной, чем простая САУ.

Но возникает вопрос: насколько новая САУ будет плавающей? Она действительно плавает или просто не тонет при определенных условиях? Также важно, как эта ее способность отразится на свойствах как гаубицы. Они станут хуже или не изменятся? Скорее всего, первое.

Эта инициатива может объясняться желанием производителя, а не требованием заказчика. Сейчас все инновации от любого производителя, в том числе «Курганмашзавода», надо рассматривать с точки зрения того, а надо ли это заказчику.

«СП»: Возможно, заказчик задумал форсирование Днепра…

— При наших темпах внедрения новых разработок… Разве что мы собираемся вести боевые действия лет десять. Обратите внимание на проект «Курганец-25». Кажется, ему уже больше десяти лет. Деньги потрачены, но машины так и нет. Уголовные дела, связанные с этим проектом, сейчас на слуху.

Там, где надо переправиться через водную преграду, военные создадут переправу. Ну, выйдут эти «Пат-С» однажды к Днепру. Думаю, утопить их во время переправы будет легкой задачей. Потому что БМП-3 — условно плавающая боевая машина. Много мы их видели плавающими в зоне СВО? Ни одной.

Да, на параде высадка с десантных кораблей выглядит красиво. Там у нас и БТР плавают, и другие машины. Но, вспомните, как примерно год назад на СВО наши войска пытались переправиться на БМП и БТР через не очень широкую реку (вероятно, Северский Донец — «СП»). Неудачно.

«СП»: Если способность новой гаубицы плавать не будет востребована, на первый план выходят другие характеристики, в частности, предельная дальность стрельбы. А она у «Пат-С» всего 15 километров…

- Все дело в пушке. Видимо, другую поставить невозможно, потому что есть ограничение по массе. Потому что у гаубицы «Коалиция-СВ», имеющей современную баллистику, дальность выстрела активно-реактивным снарядом должна быть 40 километров - сопоставимая с боеприпасами НАТО.

Читайте также
Дмитрий Журавлев: У Запада накопились проблемы поважнее Украины Дмитрий Журавлев: У Запада накопились проблемы поважнее Украины Политолог оценил прозвучавшие в Киеве призывы официально объявить России войну

А у обычной «Мсты-С» максимальная дальность - 28 километров. И это мало. Это уровень 80-х годов. А 15 километров - это работа обычным осколочно-фугасным снарядом. И насколько совершенна такая артустановка?

Но если «Пат-С» будет действовать в боевых порядках, иметь бронирование как БМП-3, то она сможет оказывать поддержку войскам на поле боя на дальности от 2−3 до 5−10 километров. Максимум до 15-ти. Почему нет, если заказчику это надо? Но для контрбатарейной борьбы этого крайне мало.

Именно такой тип применения гаубицы «Пат-С» предполагает военный эксперт Алексей Леонков.

- В зоне СВО с обеих сторон выявилась удачная тактика под названием «кочующая артиллерия». Так как везде действуют системы контрбатарейной борьбы, возникают сложности. Приходится либо наносить огневое поражение, теряя артиллерийские комплексы, либо используя мобильность, постоянную смену позиции, наносить удары по переднему краю противника, где он обычно сосредотачивает войска либо для обороны, либо для контратак.

Такая кочующая артиллерия доставляет много беспокойства, потому что она по данным разведки наносит урон, меняет позицию и остается неуязвимой. Ее поиск и уничтожение - очень сложная задача для обеих сторон. Но у нас таких мобильных артустановок или минометов ограниченное количество. Если «Курганмашзаводу» удастся создать такую легкую мобильную артустановку, то, вполне возможно, на нее будет спрос.

Кроме того, для механизированных мотострелковых частей требуется подвижная огневая поддержка. Им нужны САУ, особенно крупного калибра. А 152-й калибр считается самым крупным для дивизионного уровня, который используют как в обороне, так и в наступлении.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня