Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Сокол» под прицелом: Какие модификации F-16 может получить Украина

Американские истребители никак не изменят соотношение сил в зоне СВО

1476
На фото: истребитель F-16
На фото: истребитель F-16 (Фото: Zuma/TASS)

После того как Америка дала отмашку на поставку украинским ВВС легкого истребителя F-16, отечественные и мировые СМИ заполнили статьи всевозможных экспертов о том какую пользу принесут эти самолеты Украине.

В большинстве подобных статей рассматривается некий абстрактный истребитель F-16, без учета года его выпуска и комплекса модернизаций. А между тем F-16 с момента начала эксплуатации в 1980 году не раз подвергался серьезным модернизациям.

Изначально самолет был заточен под маневренный визуальный воздушный бой в паре с тяжелым F-15 Eagle. Но благодаря многочисленным модификациям и модернизациям F-16 сейчас может использоваться в качестве легкого штурмовика и бомбардировщика, и даже самолета РЭБ.

Читайте также
Пашинян доигрался: Азербайджан бьет по Нагорному Карабаху высокоточным оружием Пашинян доигрался: Азербайджан бьет по Нагорному Карабаху высокоточным оружием Франц Клинцевич считает, что все давно шло к большой стрельбе

Основные модификации и модернизации

  • F-16A, F-16B Конец 70-х — начало 80-х годов. F-16A — одноместный, B — двухместный. Первые серийные машины
  • F-16A/B Block 1/5/10 — модернизированные модификации A и B. Особо не отличались друг от друга. В начале 80-х годов все самолеты были модернизированы до Block 10.
  • F-16A/B Block 15 Ноябрь 1981 года. Block 15 была первым крупным изменением в конструкции и аппаратуре.
  • F-16A/B Block 15OCU Operational Capability Upgrade — модернизация эксплуатационных возможностей 1987 года
  • F-16C/D F-16C — одноместный, F-16D — двухместный
  • F-16C/D Block 25 Модернизация 1984 г.
  • F-16C/D Block 30/32 Модернизация 1985−1989 гг.
  • F-16C/D Block 40/42 Начало эксплуатации — 1988 г.
  • F-16C/D Block 50/52 Первый Блок 50 F-16 был поставлен в конце 1991 года. Производится по настоящее время.
  • F-16C/D Block 50/52 + Эта модификация впервые получила конформные дополнительные топливные баки (CFT), которые располагаются по обеим сторонам верхней части фюзеляжа. Также самолет получил радар APG-68 V9, бортовую систему генерации кислорода и возможность подключения шлема JHMCS.

Еще варианты модернизации

  • F-16E/F
  • F-16E/F Block 60
  • F-16V
  • F-16E/F Block 70/72 — Новейшая модернизация самолета. Ее стоимость превышает стоимость самолета 5 поколения F-35.

Что из этого меню могут получить украинские ВВС

20 августа Бельгия, Дания, Норвегия и Нидерланды договорились поделиться своими «Соколами» с ВВС Незалежной. Но уже в начале сентября, Бельгия отказалась от своих слов по передаче самолетов модернизации Блок 1/5/10 и 15, которые получила в 1985 году.

Вот что пишет журнал Military Watch Magazine: Нидерланды и Дания объявили, что передадут Украине до 61 истребителя F-16 после завершения обучения пилотов. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен подтвердила, что ее страна предоставит 19 самолетов. «Будем надеяться», что в их число войдут шесть к Новому году, еще восемь в 2024 году и оставшиеся пять в 2025 году, что, по ее словам, является признаком «непоколебимой поддержки Дании борьбы вашей страны за свободу».

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что в парке Нидерландов имеется 42 F-16, но не уточнил ни количество, которое будет передано в дар, ни сроки.

24 августа премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре объявил, что его страна присоединится к Нидерландам и Дании в предоставлении Украине самолетов F-16. Стёре сказал, что более подробная информация о «количестве и сроках доставки» появится позже.

Дания часть своих самолетов F-16A/B модернизировала по программе MLU (Mid-life-update), то есть до уровня Блок 50/52.

Нидерланды имеют самолеты в модификации Block 15OCU, а часть самолетов доведена до MLU (Блок 50/52). По данным министерства обороны Нидерландов, в настоящее время имеется 24 действующих F-16, которые будут выведены из эксплуатации к середине 2024 года. Еще 18 самолетов в настоящее время доступны для продажи, из которых 12 проданы предварительно.

И Дания, и Нидерланды были одними из первых заказчиков F-16 около 40 лет назад, и в настоящее время постепенно выводят самолет из эксплуатации. Подведя итог, можно определенно сказать, что Украине передадут (после подготовки пилотов, которая сейчас интенсивно проходит в Румынии и возможно в Германии и Польше) F-16 первых выпусков (A/B) хотя и модернизированных в 90-х годах до уровня Block 15OCU и Block 50/52.

Рассмотрим вооружение двух модификаций, которые возможно попадут в украинские ВВС — Block 15OCU и Block 50.

F-16 Block 15OCU может нести:

Низкоскоростную (0,8М) противокорабельную ракету средней и малой дальности AGM-119A Mk3 Penguin, с дальностью пуска до 40 км. Ракета имеет режим огибания рельефа местности. Стоит на вооружении Норвежских королевских ВВС с 1987 года. Дозвуковую ракету (скорость — 0,9М) класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick, которая позволяет уничтожать хорошо бронированные и движущиеся цели в условиях городской застройки. И всепогодную управляемую сверхзвуковую (скорость — 4М) ракету класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM средней дальности (50−180 км).

F-16 — Block 50/52 может использовать следующие ракеты:

Противокорабельную дозвуковую (скорость — 0,85М) ракету AGM-84 Harpoon, способную поражать и наземные цели на дальности до 280 км. Высокоскоростную противорадиолокационную ракету AGM-88 HARM, способную наводиться на высокочастотные РЛС, с дальностью пуска от 25 до 150 км. Тактическую планирующую авиабомбу, выполненную по технологии «стелс» AGM-154 Joint Standoff Weapon, которая может быть и в варианте крылатой ракеты. AGM-154 предназначена для поражения широкого спектра стационарных и подвижных целей за пределами зон ПВО. В варианте с двигателем дальность пуска до 560 км. В варианте планирующей бомбы — от 24 до 130 км (в зависимости от высоты сбрасывания).

Какие задачи смогут решать «украинские» F-16

Теоретически, благодаря своей многофункциональности, самолеты Block 15 и Block 50, в зависимости от состава штатного и подвесного оборудования могут решать задачи:

— непосредственной поддержки войск на ЛБС, включая наземные (морские) атаки;

— могут вести ближние воздушные бои (опять же теоретически);

— могут использоваться в качестве самолетов РЭБ, а в составе ПВО в качестве перехватчиков ракет и беспилотников.

Читайте также
Путин поставил потолок для курса доллара Путин поставил потолок для курса доллара Курс рубля вряд ли опустится ниже 100, вопрос в том, сможет ли правительство укрепить его хотя бы до 85

Но, как всегда бывает, за многофункциональность приходится чем-то расплачиваться. По мнению западных военных специалистов, F-16 нельзя назвать успешным самолетом ни в одной из его ипостасей. По пятибалльной шкале самолет может выполнять все свои роли лишь на 4 балла с натяжкой. В ближнем воздушном бою, не говоря уже про завоевание превосходства в воздухе, F-16 даже самых продвинутых модернизаций (которые смогут предоставить Украине) будет уступать российским Су-35.

Как пишет канал Aljazeera, «современные российские самолеты, такие как Су-35, имеют лучшие радары и ракеты большей дальности действия. И они смогут обнаружить и уничтожить F-16 еще до того, как его пилот поймет что где-то есть российский самолет».

В качестве штурмовика и самолета наземной поддержки F-16 придется входить в зону действия ПВО и систем РЭБ. Даже используя ракеты AGM-84 Harpoon и противорадиолокационные AGM-88 HARM (Block 50), самолет будет сильно уязвим.

Добавим ко всему вышесказанному, что самолет достаточно сложен в наземном обслуживании. Вот что сообщил CNN Марк Канциан (Mark Cancian), старший советник Центра стратегических и международных исследований США: «на каждый полетный час F-16 требуется 16 часов наземного обслуживания. И этот час полета стоит почти $27 000».

Эффективность применения F-16 украинскими вооруженными силами будет зависеть также от других факторов: техническое состояние самолетов; состав вооружения и оборудования, которое будет передано вместе с самолетами; выучка пилотов и наземного технического персонала; состояние аэродромной инфраструктуры, включая ВПП, защитные ангары, системы аэродромной ПВО и прочего.

Министр ВВС США Фрэнк Кендалл в CNN высказался более определенно, заявив, что F-16 «даст украинцам дополнительные возможности, которых у них сейчас нет. Но это не будет кардинальным изменением правил игры».

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня