После того как Америка дала отмашку на поставку украинским ВВС легкого истребителя F-16, отечественные и мировые СМИ заполнили статьи всевозможных экспертов о том какую пользу принесут эти самолеты Украине.
В большинстве подобных статей рассматривается некий абстрактный истребитель F-16, без учета года его выпуска и комплекса модернизаций. А между тем F-16 с момента начала эксплуатации в 1980 году не раз подвергался серьезным модернизациям.
Изначально самолет был заточен под маневренный визуальный воздушный бой в паре с тяжелым F-15 Eagle. Но благодаря многочисленным модификациям и модернизациям F-16 сейчас может использоваться в качестве легкого штурмовика и бомбардировщика, и даже самолета РЭБ.
Основные модификации и модернизации
Еще варианты модернизации
Что из этого меню могут получить украинские ВВС
20 августа Бельгия, Дания, Норвегия и Нидерланды договорились поделиться своими «Соколами» с ВВС Незалежной. Но уже в начале сентября, Бельгия отказалась от своих слов по передаче самолетов модернизации Блок 1/5/10 и 15, которые получила в 1985 году.
Вот что пишет журнал Military Watch Magazine: Нидерланды и Дания объявили, что передадут Украине до 61 истребителя F-16 после завершения обучения пилотов. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен подтвердила, что ее страна предоставит 19 самолетов. «Будем надеяться», что в их число войдут шесть к Новому году, еще восемь в 2024 году и оставшиеся пять в 2025 году, что, по ее словам, является признаком «непоколебимой поддержки Дании борьбы вашей страны за свободу».
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что в парке Нидерландов имеется 42 F-16, но не уточнил ни количество, которое будет передано в дар, ни сроки.
24 августа премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре объявил, что его страна присоединится к Нидерландам и Дании в предоставлении Украине самолетов F-16. Стёре сказал, что более подробная информация о «количестве и сроках доставки» появится позже.
Дания часть своих самолетов F-16A/B модернизировала по программе MLU (Mid-life-update), то есть до уровня Блок 50/52.
Нидерланды имеют самолеты в модификации Block 15OCU, а часть самолетов доведена до MLU (Блок 50/52). По данным министерства обороны Нидерландов, в настоящее время имеется 24 действующих F-16, которые будут выведены из эксплуатации к середине 2024 года. Еще 18 самолетов в настоящее время доступны для продажи, из которых 12 проданы предварительно.
И Дания, и Нидерланды были одними из первых заказчиков F-16 около 40 лет назад, и в настоящее время постепенно выводят самолет из эксплуатации. Подведя итог, можно определенно сказать, что Украине передадут (после подготовки пилотов, которая сейчас интенсивно проходит в Румынии и возможно в Германии и Польше) F-16 первых выпусков (A/B) хотя и модернизированных в 90-х годах до уровня Block 15OCU и Block 50/52.
Рассмотрим вооружение двух модификаций, которые возможно попадут в украинские ВВС — Block 15OCU и Block 50.
F-16 Block 15OCU может нести:
Низкоскоростную (0,8М) противокорабельную ракету средней и малой дальности AGM-119A Mk3 Penguin, с дальностью пуска до 40 км. Ракета имеет режим огибания рельефа местности. Стоит на вооружении Норвежских королевских ВВС с 1987 года. Дозвуковую ракету (скорость — 0,9М) класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick, которая позволяет уничтожать хорошо бронированные и движущиеся цели в условиях городской застройки. И всепогодную управляемую сверхзвуковую (скорость — 4М) ракету класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM средней дальности (50−180 км).
F-16 — Block 50/52 может использовать следующие ракеты:
Противокорабельную дозвуковую (скорость — 0,85М) ракету AGM-84 Harpoon, способную поражать и наземные цели на дальности до 280 км. Высокоскоростную противорадиолокационную ракету AGM-88 HARM, способную наводиться на высокочастотные РЛС, с дальностью пуска от 25 до 150 км. Тактическую планирующую авиабомбу, выполненную по технологии «стелс» AGM-154 Joint Standoff Weapon, которая может быть и в варианте крылатой ракеты. AGM-154 предназначена для поражения широкого спектра стационарных и подвижных целей за пределами зон ПВО. В варианте с двигателем дальность пуска до 560 км. В варианте планирующей бомбы — от 24 до 130 км (в зависимости от высоты сбрасывания).
Какие задачи смогут решать «украинские» F-16
Теоретически, благодаря своей многофункциональности, самолеты Block 15 и Block 50, в зависимости от состава штатного и подвесного оборудования могут решать задачи:
— непосредственной поддержки войск на ЛБС, включая наземные (морские) атаки;
— могут вести ближние воздушные бои (опять же теоретически);
— могут использоваться в качестве самолетов РЭБ, а в составе ПВО в качестве перехватчиков ракет и беспилотников.
Но, как всегда бывает, за многофункциональность приходится чем-то расплачиваться. По мнению западных военных специалистов, F-16 нельзя назвать успешным самолетом ни в одной из его ипостасей. По пятибалльной шкале самолет может выполнять все свои роли лишь на 4 балла с натяжкой. В ближнем воздушном бою, не говоря уже про завоевание превосходства в воздухе, F-16 даже самых продвинутых модернизаций (которые смогут предоставить Украине) будет уступать российским Су-35.
Как пишет канал Aljazeera, «современные российские самолеты, такие как Су-35, имеют лучшие радары и ракеты большей дальности действия. И они смогут обнаружить и уничтожить F-16 еще до того, как его пилот поймет что где-то есть российский самолет».
В качестве штурмовика и самолета наземной поддержки F-16 придется входить в зону действия ПВО и систем РЭБ. Даже используя ракеты AGM-84 Harpoon и противорадиолокационные AGM-88 HARM (Block 50), самолет будет сильно уязвим.
Добавим ко всему вышесказанному, что самолет достаточно сложен в наземном обслуживании. Вот что сообщил CNN Марк Канциан (Mark Cancian), старший советник Центра стратегических и международных исследований США: «на каждый полетный час F-16 требуется 16 часов наземного обслуживания. И этот час полета стоит почти $27 000».
Эффективность применения F-16 украинскими вооруженными силами будет зависеть также от других факторов: техническое состояние самолетов; состав вооружения и оборудования, которое будет передано вместе с самолетами; выучка пилотов и наземного технического персонала; состояние аэродромной инфраструктуры, включая ВПП, защитные ангары, системы аэродромной ПВО и прочего.
Министр ВВС США Фрэнк Кендалл в CNN высказался более определенно, заявив, что F-16 «даст украинцам дополнительные возможности, которых у них сейчас нет. Но это не будет кардинальным изменением правил игры».