На заявление главы Пентагона Ллойда Остина в американском конгрессе о том, что война НАТО с Россией не исключена, которое прозвучало 31 октября, западные эксперты ответили выступлениями, из которых следует, что такой конфликт может закончиться поражением блока.
Страсти по «Искандеру»
Обозреватели американского военного журнала Military Watch Magazine (MWM) в редакционной аналитической статье сообщили, что западные системы ПВО и ПРО за последние годы фактически не усиливались и особенно уязвимыми выглядят в странах восточной Европы. В то же время MWM пишет:
— Россия не только продолжает производить в разы больше ракет «земля-воздух», чем США, но и в несколько раз увеличила производство современных ракет малой дальности для комплекса «Искандер». Этим Москва значительно увеличила давление на и без того ограниченные возможности противовоздушной обороны Запада в Европе.
Главный редактор аналогичного MWM по профилю и влиянию российского журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко призвал российских военных экспертов не расслабляться.
— Натовские эксперты озабочены своей безопасностью, дают рекомендации своей власти, как укрепить оборону, и мы не должны думать в связи с этим, что у них все плохо, а наши дела обстоят замечательно, и мы всех шапками закидаем, — сказал «Свободной Прессе» Игорь Коротченко. — Мы, действительно, значительно нарастили производство ракет за последний год, но все они идут в зону СВО, на текущие нужды спецоперации. На Европу за это время мы не направили ни одной сверхплановой ракеты, соотношение атаки и обороны между Россией и НАТО не изменилось, обе стороны внимательно следят за этим. У НАТО в Европе вполне надежная противовоздушная и противоракетная оборона.
«СП»: Если у них все надежно, почему тогда в Польшу совершенно спокойно залетают украинские ракеты, которые ВСУ случайно запускают не в ту сторону? Эти ракеты взрываются, гибнут поляки…
— Потому что — зевают. Неожиданный одиночный удар может зевнуть любая ПВО, и польская, и наша — не исключение.
Военпром просит денег
В связи с событиями на Украине от натовских производителей оружия требуют нарастить производство для киевского режима обычных 155-мм снарядов. И даже - российского 152-го калибра — для оставшейся в распоряжении ВСУ советской техники.
С последней задачей успешно справляется Эстония, реанимировавшая бывший советский завод. Но наращивать эти мощности не выгодно. Украина сдуется, и куда тогда девать эти боеприпасы? И людей, которых нужно нанимать на работу для расширения производства, потом придется сокращать, а это — уже народные волнения. Оружейники хотят более дорогих, перспективных и долгосрочных заказов.
— Очевидно, что западные военные аналитики, которые сейчас бьют тревогу, одновременно являются и лоббистами военпрома, — сказал «Свободной прессе» доктор военных наук, председатель Союза геополитиков Константин Сивков.
— Под предлогом российской военной угрозы можно получить новые большие деньги на производство дорогостоящих комплексов ПВО и ПРО. Если эти деньги выделят, и системы будут произведены, поставлены на вооружение, то и Россия будет вынуждена действовать симметрично — тоже усилить потенциал. А значит — западные производители получат возможность просить еще денег в противовес России.
Это — бесконечный процесс, он делает оружейный бизнес стабильным и выгодным для западных промышленников. Антироссийская истерия — очень удобный момент, чтобы выпрашивать эти деньги, а заодно — уклониться от невыгодных заказов для Украины в пользу более высокой цели — глобальной обороны.
Проблема носит ядерный характер
При том, что натовские аналитики несколько преувеличивают проблемы противовоздушной и противоракетной обороны блока, уязвимые места там все-таки существуют, и прежде всего связаны с тем, что основной игрок НАТО — Америка — ведет войну сразу на несколько фронтов.
— Западные и, в первую очередь, американские системы ПВО и ПРО вынуждены решать задачу прикрытия своих и союзных войск и объектов инфраструктуры одновременно в различных регионах. Соответственно — этих систем всегда будет не хватать, если США не изменят внешнюю и военную политику, — сказал «Свободной Прессе» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.
Отдельной проблемой, не связанной с эскалацией региональных конфликтов, является перехват ракет, несущих атомные заряды. И в России, и в США есть подозрения, что вражеская ракета устроена так: если ее сбить, то боеприпас взорвется все равно (за исключением случая точного попадания в боеголовку).
В таком случае, все существующие системы ПВО и ПРО, заточенные на то, чтобы сбивать ракету при пересечении границы, или, допустим, над столичным городом, просто утрачивают смысл. При взрыве над городом ущерб будет даже большим, чем если бы боеголовка упала.
— В США для решения этой проблемы предусмотрена в том числе концепция достартового перехвата (left-of-launch), то есть поражения пусковых установок до пуска ракет, — рассказывает Дмитрий Стефанович. Однако системы для таких упреждающих ударов только увеличивают вероятность начала глобальной ядерной войны.
Космическая угроза
Одновременно с американцами тревогу забили французы, которые опасаются удара не с земли, а агрессии из космоса. Париж, опираясь на публикации в СМИ, выразил обеспокоенность действиями российских спутников «Олимп-К» и «Олимп-К2», которые, по словам французов, «совершают потенциально опасные маневры, приближаясь к другим орбитальным объектам и поддерживая длительное сближение с ними, как будто следят за конкретными целями».
Как сообщили «Свободной Прессе» в Российской академии космонавтики имени Циолковского, бояться этих спутников — все равно, что пугаться мусоровозов на улице. «Олимпы» предназначены для наблюдения за космическим мусором и ликвидации хлама, но — только того, который остался от российской космической деятельности. Чужой мусор наши спутники не собирают.