О судьбе боевой группировки «Вагнер» после летнего горе-похода на Москву известно мало, а когда погиб основатель самой большой частной военной компании в мире Евгений Пригожин — информации из первых рук не стало вовсе. Сообщалось, что «музыканты» частично переходят в ЧВК «Ахмат», а основные части «Вагнера» должны войти в Росгвардию. Депутат Госдумы Александр Хинштейн в своем и Telegram-канале опроверг эту информацию.
— В соцсетях активно разгоняется тема вхождения бывших подразделений ЧВК «Вагнер» в состав Росгвардии. Такие сообщения появились и в СМИ: якобы уже начался набор в ЧВК, «ставшей частью Росгвардии». Однако сами представители бывшей ЧВК опровергли эту информацию, а журналисты не смогли объяснить ее происхождение, — написал Александр Хинштейн.
В сообщениях СМИ, в частности, говорилось, что подразделениями «Вагнера» в составе Росгвардии будет командовать сын Евгения Пригожина — Павел.
— Ни о каком вхождении ЧВК в Росгвардию нет и не может быть речи. Бывшие бойцы смогут заключать контракты, как добровольцы, только в индивидуальном порядке. Структурное поглощение ЧВК Росгвардией невозможно по определению, — разъяснил ситуацию Хинштейн.
О том, что же на самом деле происходит с «музыкантами», «Свободной Прессе» рассказал экс-депутат Госдумы Василий Власов, лишенный на этой неделе мандата за прогулы заседаний комитета. Он, кстати, пропустил эти заседания потому, что совместно с другими общественниками — Максимом Шугалеем (бывшим «музыкантом») и Дмитрием Грызловым (сыном Бориса Грызлова) занимался в Санкт-Петербурге учреждением общественной организации, которая будет заниматься реабилитацией инвалидов СВО, не получивших статуса ветеранов.
Честь. Справедливость. Родина.
«СП»: Василий, что сейчас происходит с бойцами ЧВК «Вагнер», где они находятся?
— Хинштейн сказал, что включение «Вагнера» в Росгвардию в качестве отдельного подразделения невозможно. Но заключать контракты с Росгвардией отдельным бойцами, по идее, никто не запрещает. Другое дело, что такой возможностью смогли воспользоваться пока всего лишь около сотни «музыкантов».
Я бы хотел стразу обратить внимание на другую проблему, от которой часто отмахиваются. Еще когда я имел статус депутата, я отправил много запросов о том, чтобы исполнить поручение президента Владимира Путина и дать ветеранам и инвалидам из ЧВК такие же права, какие есть у бойцов Минобороны.
После смерти Евгения Пригожина возникли проблемы с финансированием на нужды бойцов «Вагнера», получивших тяжелые ранения. Протезирование, реабилитация — за это платил «Вагнер», компания также выплачивала определенные суммы всем ветеранам и оказывала им помощь по другим вопросам, если они обращались. Евгения Викторовича не стало — и они все остались сами по себе. Я говорю в первую очередь о ветеранах и инвалидах, которые не имеют удостоверения участника боевых действий.
Есть очень много ребят, которые награждены медалями ЧВК «Вагнер», прошли бахмутскую мясорубку, совершили подвиги и утратили здоровье, но от Минобороны помощи не получают, и даже статуса участников СВО у них нет.
Я вижу в этом основную проблему. Мы с создали организацию «Честь. Справедливость. Родина», которая будет заниматься помощью этим ребятам. Без юридической помощи, которую мы планируем организовать, было бы очень трудно добиться, чтобы они получили необходимый им статус и поддержку.
Честь, Справедливость, Родина — это три слова из пяти, которые расположены на гербе ЧВК «Вагнер». На гербе еще есть слова «кровь» и «отвага», но поскольку наша организация — не военная, а гуманитарная, то мы в названии оставили три слова.
Потерялись 50 тысяч бойцов
«СП»: А где находятся «музыканты», годные к службе, и желающие ее продолжать?
— Часть действующих боевых подразделений работает в Африке. Там наши ребята продолжают успешно нести службу. Часть служит в Белоруссии, обучая наших коллег и союзников.
Но большинство, к сожалению, сидят по домам, в бессрочном отпуске, и не могут пока найти себе применение. Нужно понимать, что это люди — боевые, опытные, настоящие бравые герои и, конечно, им нужно найти место в строю.
Некоторые из ребят обратились к Трошеву (бывший начальник штаба ЧВК «Вагнер» Андрей Трошев по поручению Владимира Путина курирует формирование добровольческих подразделений и обеспечивает их взаимодействие с Минобороны, — авт.), который с одной стороны был в «Вагнере», а с другой — представляет МО. Но пока почти никто их «музыкантов» контрактов не заключил. От силы — сотня человек. Процесс пробуксовывает.
Есть сообщения от «Ахмата», о том, что к ним перешли 170 человек.
Вот и сравните: несколько сотен в Росгвардии, «Ахмате», и у «Седого» (таким был позывной Трошева в ЧВК, — авт.) - и 50 тысяч. Такой была численность ЧВК «Вагнер». Поэтому необходима работа для того, чтобы эти люди не потерялись. Будучи депутатом, я ставил этот вопрос, что они остались сами по себе.
«СП»: Как «музыканты» восприняли резонансную информацию о том, что «Вагнер» в составе Росгвардии возглавит Павел Пригожин?
— Как к забавной утке отнеслись. Павел сейчас проходит военную службу, это вызывает уважение, как к любому защитнику Отечества, но не более того.
Судьба депутата
«СП»: Чем Вы будете заниматься теперь, потеряв мандат?
— Как депутат, я старался представлять людей и помогать им. Постараюсь заниматься тем же самым и в дальнейшем. Попробую попутно оспорить решение Госдумы на мой счет в Верховном суде, но это не главное. В первую очередь буду заниматься организацией «Честь. Справедливость. Родина», которую мы создали вместе с Максимом Шугалеем и Дмитрием Грызловым. Пока связываю свою судьбу с этой организацией. Мы собираем просьбы от ветеранов: кому-то пандус нужно у дома поставить, помочь с поступлением в институт… Постараемся помогать конкретным людям.