Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Хваленый F-35 вчистую проигрывает воздушный бой ветерану F-16

Новейшие авиационные разработки США — мечты, обещания, реальность

5583
На фото: самолет F-35
На фото: самолет F-35 (Фото: ZumaTAСС)

Плач Украины по F-16 после поставок ей первой партии из пяти самолетов должен был, вроде бы, закончится — процесс вроде бы пошел. Но Зеленский не был бы Зеленским, если бы не попросил большего. А он уже заглядывается не только на проходящий модернизацию F-16 (F-16C/D), но и на истребитель пятого поколения F-35.

Что из этого выйдет, неизвестно, но Европа уже устала от попрошайки. США пока еще держатся, но и они использовали 96% финансовых средств, выделенных на помощь Украине. Как будут разворачиваться события дальше, покажет время. А пока разберемся, каковы преимущества и слабые стороны американских истребителей, с которыми нашим летчикам может и придется столкнуться в воздушном бою.

F-16C/D — новый и умный

Прежде обратимся к F-16C/D. Пентагон продолжает рапортовать об успешных испытаниях этого «оружия будущего». В декабре прошлого года ВВС США впервые провели его успешные летные испытания с использованием системы искусственного интеллекта (ИИ) VISTA.

Читайте также
Арифметика воздушного боя: Сколько стоит «пульнуть ракетой» Арифметика воздушного боя: Сколько стоит «пульнуть ракетой» Армия США не экономит на дорогостоящих боеприпасах — «просрочка» либо на Украину уйдет, либо на утилизацию

Тестовые полеты выполнялись над пустыней Мохаве в южной Калифорнии. Пилот поднял в воздух истребитель, после чего передал управление системе ИИ, которая некоторое время автономно управляла им. Через два часа был совершен еще один пробный вылет проходящего модернизацию F-16, пилотирование которого осуществлялось уже альтернативной системой искусственного интеллекта.

Разработчики программных алгоритмов для автономного пилотирования боевых самолетов отмечают, что данные тесты помогут усовершенствовать систему ИИ. При этом на модифицированные F-16 (F-16C/D) может быть установлено любое программное обеспечение, вне зависимости от того, какая компания его разработала. Командование ВВС США пришло к выводу, что благодаря успешным тестовым полетам уже в следующем финансовом году может быть начата реализация программы по созданию новых беспилотных ударных самолетов, способных летать продолжительное время в автономном режиме и координировать свои действия с другими летательными аппаратами.

Несмотря на два успешных тестовых полета, служба ВВС США, отвечающая за внедрение систем искусственного интеллекта для управления боевыми летательными аппаратами, пока в основном отрабатывает программное обеспечение на специальных наземных симуляторах X-62. Во время условного полета за работой ИИ в постоянном режиме следит специально обученный пилот, готовый в любое время вмешаться в «управление» самолетом.

В типичном испытательном полете пилот выводит X-62 на нужную высоту и скорость, затем загружает систему моделирования для любых средств управления полетом, которые будут использоваться во время учебно-военных действий и запускает симуляцию.

Когда самолеты и дроны под управлением искусственного интеллекта смогут полностью автономно взлететь, выполнить полетное задание в боевых условиях и совершить посадку, представители ВВС США не сообщают. Но какие же новшества уже приобрел и еще приобретет F-16C/D?

Во-первых, с появлением модифицированного истребителя F-16C/D, он сразу начал относиться к самолету четвертого поколения.

Во-вторых, одним из главных факторов его обновления стала замена около 50% бортового оборудования. Так, например, противоракетная система ALE-50 TowedDecoySystem была заменена на IsraeliAerialTowedDecoy.

В-третьих, на истребителе F-16C/D внедрены нашлемная система наведения, индикатор на лобовом стекле (HUD), новая БЦВМ, а также дисплей для отображения картографической информации. Существенно увеличена боевая нагрузка, дальность и продолжительность полета за счет установки, якобы, более мощного и экономичного турбореактивного, двухконтурного двигателя F100-PW-229.

Для увеличения дальности полета на F-16 C/D установлена система дозаправки в воздухе и съемные конформные подвесные топливные баки.

Истребитель теперь оснащен современными бортовыми радиолокационными станциями и инфракрасной системой переднего обзора, новыми системами самозащиты от зенитных ракет. Планер покрыли радиопоглощающей пленкой в целях повышения малозаметности. Укреплены стойки шасси.

Есть преимущества у модернизированного F-16 и в полете. Летчик имеет хороший обзор из кабины, благодаря беспереплетному фонарю, у самолета высокая маневренность, что дает преимущество в воздушном бою. Новшества есть и в авионике. Современные версии оснащены радаром AN/APG-83, который одновременно способен отслеживать до 35 целей, позволяет вести огонь по восьми из них. При этом цели могут быть как воздушными, так и наземными, без переключения режима «воздух-поверхность».

Но особенно опасны F-16 C/D тем, что на своем борту могут нести ядерное оружие. Глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что даже самые совершенные системы слежения в мире не отличат самолет без ядерного оружия от того, который несет его. Оснащение F-16C/D ядерным оружием серьезно осложнит международную обстановку. Но если США решатся на это, то последует наш военно-технический ответ. Особенно, если такие самолеты будут летать над Украиной и создадут угрозу нашей национальной безопасности.

Порою мы подробно разбираем слабые стороны противостоящего противника и меньше уделяем внимания его сильным сторонам. Поэтому командованию ВВС ВКС не следует искусственно занижать значимость западных истребителей F-16, тем более новых модификаций, которые вот-вот могут появиться у нашего противника. Что касается подготовки украинских летчиков, то рано или поздно они освоят эту технику. Так что готовиться к встрече с F-16 C/D в воздухе надо уже сейчас.

Читайте также
Преемником Путина может быть только Путин? Преемником Путина может быть только Путин? Есть ли в России политик, наследующий президенту? Дмитрий Песков намекнул, что скорее всего нет

F-35 — мечтать не вредно

Совсем другой вопрос — с F-35. От него руководство ВСУ и Зеленский, якобы, в восторге. По крайней мере, в таком духе отозвался о нем главком ВВС Украины Юрий Игнат. Мечтать, как говорится, не вредно. Но, получается, не освоив как следует F-16 и F-16C/D, киевский режим уже хочет заполучить американские истребители пятого поколения F-35. О чем Игнат заявил во всеуслышание. Хотя тут же пояснил: «Но эта история для далёкого будущего, когда Украина одержит „окончательную победу“ над Россией. Мы должны думать о будущем, и не только о F-16». Но что же это за авиационный монстр, который вызвал у главкома ВВС Украины такие эмоции?

Ради создания обще-англосаксонского стандарта в самолетах, США придумали и начали создавать самолеты F-35. Сначала его сделали предельно небольшим ради малозаметности и удобства взлета с любых аэродромов. Вес пустого самолета 14−15 тонн, полезная нагрузка до 8 тонн. При любых углах и ракурсах полета он несет до 50% боевой нагрузки от собственного веса, что очень неплохо.

А как F-35, ставший самым дорогим проектом в истории Пентагона ведет себя в воздухе? Один из летчиков-испытателей написал отчет, выдержки из которого просочились в прессу и опубликованы военным журналистом Дэвидом Эксом. Так вот, есть там такой абзац: «Воздушная дуэль на короткой дистанции между F-35 и ветераном ВВС США истребителем F-16 проходила на высотах от двух до девяти тысяч метров.

Летчики опробовали различные варианты как наступательной, так и оборонительной тактики. В ближнем бою применение управляемых ракет неэффективно. Главным атакующим приемом становится заход в заднюю полусферу самолета противника, чтобы поразить его огнем из пушек".

Ключевой фактор тут, соответственно, маневренность. Но ее-то и не хватило F-35. Получается, F-35 не так уж и маневрен, несмотря на свой легкий вес и ему не хватает тяги двигателей. Или дело в чем-то другом?

Пилот F-35 особо отметил «недостаточную скорость изменения тангажа при подъёме и опускании носа самолета». За время ориентирования носа на цель та всегда успевала совершить маневр уклонения. «И, напротив, все атаки F-16 против F-35 оканчивались успехом, — сообщает летчик. — Мои попытки уйти с линии огня при помощи резкого маневрирования не удались, так как маневренность и тяговооруженность F-35 хуже, чем у F-16».

Читайте также
США объявили России «большую ракетную войну»? США объявили России «большую ракетную войну»? Почему Запад активизировал поставки дальнобойных ракет и управляемых бомб

Вот вам, бабушка, и юрьев день. Вложить столько средств и получить на выходе тяговооруженность хуже, чем у F-16? «По мере опустошения баков моего противника этот разрыв только увеличивался», — пишет далее летчик. В ходе боя он все же практическим путем нашел маневр, в котором F-35 превзошел F-16. «Если во время сбалансированного полета на больших углах атаки переложить управление в сторону и удерживать его так относительно долгое время, то F-35 будет способен резко изменить курс и уйти из-под обстрела».

Такой выход, найденный эмпирическим путем, делает летчик. Правда, при этом самолет, оказывается, теряет скорость и не способен быстро восстановить ее. Как видим, похвастать особо нечем. Тем не менее, пилот-испытатель рекомендует именно этот маневр «для выхода из ближнего боя».

Ну, и такая «мелочь». Пилот указывает на неудобство нового шлема, на который выводится вся полетная и боевая информация. «Теоретически летчик должен видеть „сквозь фюзеляж“, — пишет он. — На практике шлем оказался слишком громоздким для тесной кабины истребителя F-35, мешал следить за ситуацией, особенно в те моменты, когда F-16 для атаки заходил в хвост».

Получается, так и не разобравшись до конца с периодически возникающими техническими проблемами у истребителя F-35, Пентагон продолжает рапортовать об успешных испытаниях «оружия будущего». А укронацисты ведутся на эту туфту.

Так что главкому ВВС ВСУ Украины Игнату пока рановато потирать руки. Как, впрочем, и остальным летунам незалежной.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня