Как сообщила украинская таможня, 27 ноября в страну ввезли скифское золото из экспозиции «Крым: золото и секреты Черного моря», которая экспонировалась в Музее Алларда Пирсона в Амстердаме. Украинские власти оценили уникальную коллекцию в килограммах.
— Грузовик с 2694 кг культурных ценностей, известных под общим названием «скифское золото», въехал на территорию Киево-Печерской лавры, — сообщил официальный Киев.
Коллекция насчитывает более двух тысяч экспонатов, собранных из музеев Крыма в 2013 году. После референдума о вхождении Крыма в Россию, экспонаты не были возвращены законным владельцам, а оставались в Нидерландах. Суд Амстердама по ходатайству украинских властей принял решение не возвращать коллекцию ее хозяевам, но и Киеву прав распоряжаться ей так и не дал. В понедельник золото приехало в Лавру «на хранение».
Решение странное, если учесть, что ранее все ценные экспонаты Лавры, и в первую очередь коллекция византийских икон, были вывезены во Францию под предлогом, что хранить их в Киеве небезопасно.
Судьба тех экспонатов, которые вывезены в Париж, более ли менее известна. Они постепенно распродаются в частные коллекции. Но точно также распродать скифское золото будет сложнее.
— Ни один музей и ни один коллекционер не купит экспонаты из крымской коллекции скифского золота, потому что они — «токсичные». Киеву они не принадлежат, а значит покупатель рано или поздно будет обязан по решению суда бесплатно вернуть их владельцу, — объясняет независимый экономический обозреватель Константин Смирнов. — Кроме того, любой коллекционер понимает, что и спецслужбы России будут охотиться за этими экспонатами.
По словам экономиста, после Второй мировой войны создан прецедент, что, даже при смене национальной принадлежности музея, собственником экспозиции признается сам музей. Так произведения искусства, вывезенные Советским Союзом из восточной части рейха, были возвращены Дрезденской картинной галерее и другим музеям вновь созданной ГДР.
Соответственно, и у скифского золота не может быть иной принадлежности, кроме крымского. Поэтому, кстати, оно и передано в Киев лишь на хранение.
Другое дело, как киевский режим собирается его хранить.
— Было понятно, что до достижения целей СВО нам скифское золото не вернут, — написал в Teltgram-канале глава Республики Крым Сергей Аксенов. — Без вариантов, потому что на закон, на юридические нормы и Западу, и Киеву плевать. На Украине ничего хорошего этой коллекции не светит, подобные ценности там всегда пропадали.
Важно сказать, что и до решений, принятых относительно музеев после Второй мировой, ценности с плохой репутацией можно было продать лишь в десятки или сотни раз дешевле, чем они реально стоят. Скажем, когда молодая Советская Россия распродавала имперское золото и церковную собственность, делать это приходилось через откровенного прохиндея, неудачливого в прошлом абортмахера Арманда Хаммера.
Так же и Гитлер распродавал музейные ценности из оккупированных им стран часто не за живые деньги, а в обмен на необходимые ему для предвоенной индустриализации технологии.
— Я предполагаю, что киевской власти все-таки хватит остатков ума, чтобы не не превращать исторические золотые ценности в слитки, как это иногда делали в советское время, — сказал «Свободной Прессе» Константин Смирнов.
— Наиболее вероятным представляется натуральный обмен этих экспонатов на снаряды. Таким образом, скупщики краденых реликвий смогут, не выкладывая живых денег, припрятать эти экспонаты хотя бы до тех пор, пока не потеряются каталоги экспозиции музея Алларда Пирсона в Амстердаме.
Также возможно, что за эти ценности Киеву простят какую-то часть государственного долга, если спонсоры Зеленского решат их припрятать в запасниках государственных музеев.