Несколько дней назад прошла информация, что тяжелый многоцелевой транспортный Ми-26, являющийся крупнейшим в мире серийно выпускаемым вертолетом, приобрел принципиально новые функциональные обязанности.
До настоящего времени вертолет, любя прозванный летчиками и десантниками «Летающей коровой», активно использовался для транспортировки грузов (как внутри грузовой кабины, так и на внешней подвеске) суммарной массой до двадцати тонн, десанта с оружием и снаряжением (82 человека) и раненных (больных) военнослужащих с обеспечением соответствующего ухода.
Ныне Вооруженные Силы Российской Федерации получили на базе этого уникального вертолета летающие операционные. При этом все необходимое для этого медицинское оборудование и аппаратура размещается в специальных контейнерах, установленных в грузовом отсеке винтокрылой машины.
Присутствие в комплекте оборудования для функциональной диагностики и реанимационных мероприятий позволяет проводить оперативные вмешательства самого высокого уровня сложности.
Таким образом, летающая операционная с высококвалифицированным медицинским персоналом способна достаточно быстро оказаться в любой точке вблизи линии боевого соприкосновения, спасая жизнь и здоровье российских бойцов.
Источники в Министерстве обороны России проинформировали о ведущейся подготовке к испытаниям нескольких принципиально новых медицинских авиационных контейнеров с мобильными операционными, реанимационной аппаратурой и местами для размещения раненных.
Уточняется, что разработка изделий велась с учетом опыта, полученного медиками в ходе специальной военной операции.
По мнению полковника Валерия Юрьева, председателя правления Союза десантников России, летающая операционная на базе Ми-26 будет более чем востребована в войсках. «Квалифицированная и своевременно оказанная медицинская помощь в разы увеличивает шансы раненных бойцов на выживание. А такая операционная способна оказать ее максимально быстро.
Вертолет не зависит от наличия или состояния дорог, мостов, переправ
«Создание летающих операционных — важнейший момент в деле сохранения жизни и здоровья российских военных, получивших ранения, особенно серьезные ранения. Первая медицинская помощь — это понятно. Но возможность в воздухе или непосредственно на месте оказать квалифицированную хирургическую помощь — совсем другое дело. Во многих случаях критически важно время.
Например, при внутренних повреждениях или для предотвращения ампутации конечностей и заражения", — вторит героическому десантнику полковник Александр Перенджиев — доцент Российского энергетического института имени Г. В. Плеханова.
Очевидно, что «Летающая корова» в качестве носителя аэромобильной хирургической выбрана не случайно, как уже говорилось, это крупнейший в мире серийно выпускаемый вертолет. У винтокрылой машины просторная грузовая кабина (объемом 110 м3), позволяющая без серьезных конструктивных изменений и доработок разместить в ней специальный контейнер с хирургическим модулем.
И несмотря на свой достаточно почтенный возраст (первый полет состоялся в декабре 1977 года), Ми-26 до сих пор позиционируется в качестве современного и динамичного вертолета, способного летать со скоростью 295 км/ч на расстояние до восьмисот километров. Кстати, многоцелевой транспортный вертолет Ми-26 ранее уже использовался в зоне проведения СВО. Осенью 2022 года с их помощью осуществлялась переброска личного состава и легкой бронетехники в ходе маневренных боев на Харьковском направлении.
Из источников в руководстве Армейской авиации Российской Федерации стало известно о планах передачи в следующем году в строевые части самой новой версии этого вертолета — Ми-26Т2 В, впервые поднявшейся в воздух в августе 2018-го.
От своих более старых предшественников она отличается более современными (и совершенными) прицельно-пилотажным и оборонительным комплексами, последний из которых должен обеспечить ей защиту от ЗРК противника.
Кстати, Ми-26Т2В — не единственное пополнение авиационного парка Армейской авиации ВКС России. Его ежегодное обновление происходит за счет поступлений от отечественной «оборонки» как абсолютно новой, так и глубоко модернизированной техники. Так, в текущем 2023 году частями и соединениями Армейской авиации были получены: десантно-транспортный Ми-8МТВ-5М, транспортно-штурмовой Ми-8АМТШ, известный как «Терминатор», ударные Ми-28НМ «Ночной охотник» и Ка-52М «Аллигатор».
Примечательно, что на базе транспортного Ми-8 разных модификаций создано несколько моделей специальных эвакуационных вертолетов, способных действовать в интеграции с аэромобильной операционной Ми-26.
Специальные Ми-8 оснащены оборудованием, при помощи которого можно проводить стимуляцию сердечной деятельности, искусственную вентиляцию легких и иные первичные реанимационные мероприятия в период доставки раненных в стационарные лечебные учреждения. Пресс-служба российского Министерства обороны неоднократно информировала о практическом применении реанимационного модуля в ходе эвакуации раненных воздушным транспортом.
И в заключение посмотрим, а что у наших главных стратегических оппонентов? Известно, что элитный объединенный медицинский отряд армии США «Joint Medical Augmentation Unit», отвечающий за медицинскую помощь элитным отрядам «DEVGRU» и «Delta» в боевых условиях, также располагает модулями неотложной помощи.
В его арсенале имеется несколько типов специальных контейнеров, используемых различными авиационными платформами. Это и транспортные самолеты Boeing C-17 Globemaster IIIили Lockheed MC-130, и тяжелый военно-транспортный вертолет Boeing MH-47 Chinook. Но вот про американские аэромобильные операционные мы пока ничего не слышали.