Российские войска продолжают уверенное продвижение сразу на трех флангах от Бахмута — северном, западном и южном, пишет американский Институт изучения войны (ISW). В северо-западном направлении идут атаки на украинские позиции со стороны Артемовского (бывшего Хромово), штурмовые подразделения уже вошли на окраины Богдановки, а украинцы были вынуждены отступить с ранее занятых позиций вблизи железной дороги Бахмут — Горловка, проходящей через Клещеевку.
Под Бахмутом действуют добровольческие формирования (такие как «Эспаньола»), подразделения 98-й воздушно десантной дивизии, 78-й мотострелковый полк «Север-Ахмат» и другие соединения. Причем к в окрестностях Клещеевки российские войска наращивают темп операций. В частности, к востоку от села украинские части отброшены к Алебастровому водоему (здесь предположительно действуют бойцы «Эспаньолы»).
Сейчас позиционные бои продолжаются к северо-западу, западнее и юго-западу от Бахмута (в том числе близ Андреевки и Спирного, где успешно действуют подразделения 6-й мотострелковой бригады 2-го армейского корпуса ЛНР).
Также российские подразделения продолжают расширять зону оперативного контроля к западу от Бахмута, где проходит дорога на Ивановское и Часов Яр. ISW пишет, что по направлению Ивановского продвижение по фронту составляет не менее 3 км.
Журналисты американского издания Business Insider побывали на украинских позициях в окрестностях Бахмута и подготовили несколько публикаций.
Битву за Бахмут американские военкоры называют «самой кровавой» и сравнивают с «Верденской мясорубкой» 1916 года. Тогда в ходе Первой мировой войны немецкие и французские войска сошлись в районе так называемого Верденского укрепрайона: на участке шириной не более 15 км было сосредоточено с обеих сторон порядка 2−2,5 млн солдат.
В битве за Бахмут, по оценкам Business Insider и ISW, с обеих сторон участвует порядка 100 тысяч военнослужащих. Однако, несмотря на разный масштаб, оба сражения принципиально схожи по оперативно-тактическому рисунку: это пример битвы на истощение с относительно небольшим и медленным продвижением, и большими потерями.
Стратегическая значимость Бахмута как транспортно-логистического центра, через который проходят автомобильные и железные дороги, велика. Но не настолько велика, как, например, Мариуполя или Купянска.
Сейчас бои идут в условиях городской застройки (это практически полностью разрушенные в ходе украинских артобстрелов населенные пункты Клещеевка, Спирное, Богдановка, Артемовское), а в полях, лесах и окопах порой идут рукопашные схватки.
Жесткость продолжающейся битвы за Купянск Business Insider связывает с широким применением дронов.
— Обе стороны могут точно видеть, что делает другая, вынуждая противника применять оборонительную тактику, которая также была типичной для Первой мировой войны, — пишет военный обозреватель Шинеад Бейкер. — Появление на открытой местности означает быструю смерть от артиллерийского, танкового или снайперского огня.
Несмотря на то, что окрестности Бахмута наполнены солдатами, даже населенные пункты выглядят как призраки: все прячутся в руинах разрушенных зданий или подвалах.
Военный эксперт Джеймс Паттон Роджерс из Корнелльского университета говорит в интервью Business Insider, что широкое применение дронов полностью меняет характер современной войны.
Во-первых, войска вынуждены применять дополнительные меры защиты при обустройстве траншей.
Во-вторых, дроны способствуют увеличению числа погибших. В-третьих, повышается психологическая нагрузка на солдат: они находятся в постоянном стрессе, не зная, заметил ли их противник с дрона или нет.
Беспилотники также снижают военную эффективность даже танков и тяжелой артиллерии.
После выхода публикации в Business Insider министр стратегической промышленности Украины Александр Камышин объявил, что в следующем году украинский оборонпром нарастит выпуск дронов. Пообещал выпустить более 10 тысяч единиц ударных беспилотников средней дальности и более 1 тысячи большой дальности.
Камышин также пообещал, будто бы в декабре начнется массовый выпуск дешевых FPV-дронов (именно они и сыграли основную роль в битве за Бахмут): якобы, украинцы выпустят 50 тысяч таких беспилотников.
Владимир Зеленский обещает еще больше: якобы в 2024 году киевская армия получит 1 млн беспилотников различных типов. Правда, даже западные эксперты относятся к таким обещаниям со скепсисом. Центр восточноевропейских исследований (OSW) пишет, что украинские военные крайне недовольны нехваткой боевых дронов, которые по-прежнему закупаются в основном добровольцами.
Централизованные поставки беспилотников остаются небольшими и нерегулярными. Только в одну из штурмовых бригад ВСУ под Авдеевкой было поставлено за 2 месяца с начала российского наступления под Авдеевкой около 700 беспилотников — такого количества хватает всего на несколько дней использования. Значит, от реалий современной войны командование ВСУ и уж тем более министры весьма далеки.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».