Из разных источников продолжают поступать новые подробности ночного ракетного удара ВСУ по Феодосии и кораблям Черноморского флота в этом порту. Как это, увы, повелось с самого начала нашей спецоперации на Украине, одни из самых малосодержательных и невнятных, — от Министерства обороны РФ.
Что мы узнали в 10.36 утра во вторник, 26 декабря, из официального заявления военного ведомства в изложении агентства ТАСС? Что «сегодня ночью в ходе отражения удара вооруженных сил Украины с применением авиационных управляемых ракет в пункте базирования Феодосия получил повреждения большой десантный корабль „Новочеркасск“. В ходе противовоздушного боя средствами ПВО уничтожены два самолета тактической авиации противника Су-24, осуществлявших пуск авиационных управляемых ракет».
Вот интересно: те, кто оперативно писал, а затем утверждал к публикации этот текст в МО РФ, предварительно посмотрели хотя бы видео серии взрывов и пожара в 03.31 у Широкого мола в порту Феодосии, мгновенно облетевшие интернет? Облако дыма и пламени высотой с многоэтажный дом взвилось над крышами спящего города. «Каскады взрывов продолжаются. Видимо, склад с оружием или что-то подобное. Уже 25 минут взрывы мелкие продолжаются. Первый содрогнул дома, аж проснулись все», — еще ночью в явном испуге написал один из очевидцев этого мощнейшего удара.
И при этом БДК «Новочеркасск», на борту или в непосредственной близости от которого все это грохнуло, а затем, похоже, многократно сдетонировал ракетный или артиллерийский боезапас, лишь только «получил повреждения»? И все? Совсем чуть-чуть?
Сильно сомневаюсь, что о последствиях этой атаки по меньшей мере для одного «Новочеркасска» стоило говорить в столь успокаивающем тоне. Между тем, все случившееся до боли напомнило трагедию другого большого десантного корабля Черноморского флота. Того, что назывался «Саратов».
24 марта 2022 года тот стоял в порту Бердянска (Запорожская область). Чуть более, чем в сотне километров от тогдашней линии российско-украинского фронта. Как можно понять — доверху груженный боеприпасами, которые так нужны были нашим сражающимся войскам на передовой.
В «Саратов» в тот день тоже угодила украинская ракета. Только не авиационная, а оперативно-тактическая «Точка-У». Тоже были взрывы, детонация, пожар. В итоге «Саратов» тут же и затонул.
По стечению обстоятельств, у того же причала в момент атаки стояли еще два наших БДК. Одним из которых как раз невезучий «Новочеркасск» и оказался (другим был «Цезарь Куников»). Обоим тоже досталось.
В районе носовой артустановки «Новочеркасска» даже возникло открытое пламя. Погибло на нем как минимум трое моряков. Остальных и сам корабль, видимо, спасли решительные действия командира и всего экипажа. Которые сумели быстро вывести «Новочеркасск» на внешний рейд Бердянска. Следом «Цезарь Куников» тоже очень оперативно «отскочил» в открытое море.
Что поразительно: в Минобороны тогда как в рот воды набрали по поводу случившегося. Лишь спустя некоторое время в местной прессе Севастополя появились сведения, что в городе состоялись похороны троих моряков с «Новочеркасска». А сколько людей в тот день в Бердянске мы потеряли всего?
Это стало известно лишь год спустя, в марте 2023 года. Тогда в Севастополе на открытии памятной доски павшим в боях с Украиной морякам командир Крымской военно-морской базы контр-адмирал Феликс Меньков впервые официально упомянул об этих жертвах: «Год назад мы в ходе ведения боевых действий потеряли корабль десантного соединения, БДК „Саратов“. Потеряли личный состав десантных кораблей „Саратов“, „Новочеркасск“, „Цезарь Куников“».
Как оказалось, всего на трех кораблях в Бердянске мы потеряли сразу двенадцать матросов и офицеров. Почему для такого признания потребовался целый год? Такого рода сведения — некая страшная военная тайна, которую Минобороны обязано хранить как зеницу ока? Или просто обычное чиновничье желание перестраховаться: «Лучше попусту не тревожить и так взволнованный народ. Как бы чего не случилось!».
Но вернемся ко вторничной атаке на Феодосию и «Новочеркасск». Нам никуда не уйти от проблемы: как и почему врагу удалось нанести этот очень ощутимый для России удар?
Ведь была не первая атака на город. Первая случилась 8 апреля 2023 года. Насколько можно судить, истинной целью удара была феодосийская космическая станция слежения, четыре огромных белых шарообразных антенны которой, величиной с девятиэтажный дом каждая, высятся в горах города-курорта.
Тот удар был нанесен украинской баллистической ракетой новейшего оперативно-тактического комплекса «Гром-2». Все более или менее обошлось. Ракету еще на подлете сбила наша система ПВО С-400 «Триумф». Обломки упали посреди частных жилых домов на окраине Феодосии.
Но ощущение некого недоумения все же осталось. Как скоро выяснилось, старт «Грома-2» был произведен с полигона Алибей под Одессой. Это примерно 460 километров от Феодосии. Затем на высоте примерно 15000 метров баллистическая ракета безнаказанно пронеслась сначала над Черным морем до района Евпатории. А затем — насквозь пронзила все небо Крыма с запада на восток. До Феодосии. И лишь потом, на конечном участке траектории, уже приступив к пикированию, все же попала в прицелы наших зенитчиков.
В ночь на 26 декабря 2023 года, как дали понять наши военные, пуски четырех высокоточных авиационных ракет типа Storm Shadow осуществлялись с украинских фронтовых бомбардировщиков Су-24 над Николаевской областью. В районе населенного пункта Жовтень, что на берегу Березанского лимана в 125 километрах северо-восточнее Николаева. Получается — не долетая примерно 200 километров до побережья Черного моря хотя бы в районе Очакова.
Но от Очакова до Феодосии примерно еще 345 километров. Итого четверка «Storm Shadow» до того, как поразить «Новочеркасск» беспрепятственно промчалась по небу не менее полутысячи км (по открытым данным, максимальный радиус поражения может достигать 560 километров). Все это время средства обнаружения 31-й дивизии ПВО их не видели? Или не смогли сбить?
Далее. С октября на аэродром Бельбек под Севастополем с материка был перебазирован полк истребителей-перехватчиков МиГ-31 с гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». По указанию президента Владимира Путина, эти самолеты с того времени парами осуществляют непрерывный барраж над Черным морем. Основная цель, как заявлено, контроль за обстановкой в Средиземноморье и создание реальной угрозы кораблям 6-го флота ВМС США у ближневосточных берегов.
Но нет сомнения, что и за тем, что происходит над самим Черным морем, экипажи МиГ-31 тоже не могут не приглядывать. Хотя бы потому, что их самолеты — не только носители «Кинжалов», но прежде всего истребители-перехватчики ПВО. Каждая пара которых способна блокировать по фронту до 300 километров воздушного пространства на пути следования любого противника.
Как же в таком случае МиГи проглядели ракетные пуски из-под Николаева? Как дали ракетам Storm Shadow не только долететь до Крыма, но и пересечь все небо над ним?
А может с недавних пор наше «беспрерывное» патрулирование парами МиГ-31 над Черным морем стало не таким уж и беспрерывным? Что просто не могла не заметить американская авиационная и космическая разведка.
И еще. Тоже не секрет, что с сентября 2023-го с учетом во многом тяжелого и даже трагичного для Черноморского флота реального боевого опыта, на все наши большие десантные корабли, участвующие в СВО, было решено установить непредусмотренные конструкцией, однако крайне эффективные на сухопутье зенитные ракетные комплексы малой дальности «Тор-М2КМ». Каждый такой боевой модуль способен самостоятельно и уверенно обнаруживать любые средства воздушного нападения на удалении до 32 километров. А уничтожать на удалении от 1 до 15 километров и на высотах от 10 метров до 12 километров.
Успел ли и «Новочеркасск» в целях самообороны обзавестись столь замечательным «Тор-М2КМ»? А если успел — почему тот не помог экипажу спасти себя и корабль?
Понятно, что эти вопросы даже для самого Минобороны сейчас не имеют исчерпывающих ответов. Как водится, будут созданы высокие комиссии. И в Генштабе, и в ВКС, и в ВМФ. Наверное, они во всем разберутся и меры будут приняты. Только бы они не оказались слишком уж запоздалыми.
А мне же в связи со всем этим остается только процитировать заголовок и подзаголовок своей статьи по поводу первого удара по Феодосии в апреле нынешнего года: «Гром-2″ над Крымом уже грянул. А мы еще даже и не перекрестились. Отражение нашими С-400 украинской ракетной атаки Феодосии — это не наша победа. А первое серьезное предупреждение Москве о надвигающихся бедах».
Вам не кажется, что даже и сегодня, спустя скоро год, это звучит печально, но как-то слишком уж современно?
Для справки
За неполные два года спецоперации на Украине Черноморский флот потерял уже четыре больших десантных корабля. Про «Саратов» и «Новочеркасск» сказано. А вот — про две другие потери.
4 августа 2023 года на рейде Новороссийска ночной атаке украинских безэкипажных катеров-камикадзе подвергся пришедший в Черное море с Северного флота БДК «Оленегорский горняк». В результате корабль потерял ход, получил заметный крен на левый борт и был экстренно отбуксирован в порт подоспевшими буксирами. Через несколько дней появились сделанные в новороссийском доке снимки большой пробоины выше и ниже ватерлинии «Оленегорского горняка».
В ночь на 13 сентября 2023 года во время ночного удара «Storm Shadow» по Севастополю в сухом доке Севастопольского морского завода тяжелейшие повреждения получил БДК «Минск», присланный с Балтики для усиления десантных возможностей ЧФ. В результате взрывов и начавшегося пожара на «Минске» рухнули обе мачты, труба и надстройка.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».