«Тактику Суровикина» во время атак по украинской инфраструктуре пришлось изменить, чтобы обмануть военную разведку НАТО. Генштаб ВСУ, украинское правительство и даже западные государства ждали, что главной целью возобновившихся ракетных ударов будет военно-энергетическая инфраструктура, как прошлой зимой. Исходя из этих прогнозов, украинцы скоропалительно и перераспределили силы ПВО. Однако российские удары были не по энергетическим, а по военным объектам.
— Ключевыми целями недавних ударов, которые были крупнейшими с начала СВО по количеству одновременно использованных ракет и беспилотных летательных аппаратов, были объекты украинской армии, — пишут в новом докладе эксперты Центра восточноевропейских исследований (OSW) Анджей Вилк и Петр Зочовски.
Польские аналитики пишут, что пока сложно оценить последствия атак, не говоря уже об их влиянии на обороноспособность Украины. Дело в том, что ЦИПсО полностью засекретило любую информацию о целях российских атак. Более того, сообщение о последствиях российских рейдов преследуется по закону. Хотя это не пугает украинцев: соцсети изобилуют видео- и фотофиксацией последствий российских ударов по объектам киевской военной промышленности.
OSW констатирует, что были уничтожены цеха по ремонту натовского оружия во Львове, Днепропетровске и Сумах, цеха бронетанкового завода имени Малышева в Харькове, завода «Искра» в Запорожье. Однако все же главной целью снова стал Киев, где был причинен значительный ущерб оборонным заводам заводам «Маяк», «Артем», «Радиоизмеритель» и «Квазар», а также конструкторское бюро «Луч».
Большинство из этих предприятий работают в сфере микроэлектроники. Например, «Квазар» специализируется на интегральных микросхемах для военной техники, а «Радиоизмеритель» — на выпуске функциональной электроники для авиации. А вот киевский завод «Артем» производит ракетное вооружение: управляемые ракеты «воздух-воздух» и ПТУРы, которые конструируют на «Луче».
OSW отмечает одну особенность. В отличие от предыдущих атак серии, именно рейд 2 января привел к масштабным повреждениям электросетей в Киеве и области, в результате чего без света остались почти полмиллиона человек. Однако большая часть повреждений произошла из-за падающих обломков ракет и противоракет, а основные объекты энергетической инфраструктуры даже не подверглись атакам. Электроснабжение было восстановлено через сутки.
И теперь в Киеве гадают, насколько долгим окажется изменение «тактики Суровикина». Куда выдвигать батареи ПВО, на защиту электростанций — или воинских частей и оружейных заводов? Эта паника в украинском командовании, вероятно, один из военно-психологических эффектов «атаки века», на который изначально и надеялись в Москве.
— Удар 29 декабря стал кульминацией нескольких месяцев российских экспериментов с различными комбинациями беспилотников и ракет и усилий по проверке слабых мест украинской ПВО, — пишет американский Институт изучения войны (ISW). Даже враждебно настроенные к России эксперты вынуждены признать эффективность новой тактики.
Военный обозреватель издания Business Insider Крис Панелла пишет, что у России еще достаточно ракетных вооружений, чтобы провести не одну «атаку века». Масштабы применения ракет (в том числе «Кинжалов», X-55, X-22, X-59, баллистических «Искандеров-М», гиперзвуковых «Калибров» и противорадиолокационных X-31П) удивили западную разведку, уверенную в истощении российских запасов.
Однако именно с 10 октября Россия осуществила самые массированные удары по украинским объектам с начала СВО. В атаке 29 декабря было задействовано 122 ракеты, а в «атаке возмездия» (после теракта в Белгороде) — 99 ракет разного типа.
Крис Панелла из Business Insider отмечает, что Россия накапливала оружие для более масштабных воздушных атак. Однако ни у украинской, ни у натовских разведок даже нет приблизительного представления ни о ракетных запасах, ни о производственных возможностях.
Россия вкладывала и продолжает вкладывать значительные ресурсы в производство ракет. Ну, а эффект от западных санкций, которые поначалу и нанесли ущерб российской оборонной промышленности, уже сошел на нет, заключает Business Insider.
— Увеличиваются поставки ударных боеприпасов. Уже в октябре 2022 года Россия производила примерно 40 ракет большой дальности в месяц. Сейчас Россия производит более 100 беспилотников в месяц, — говорит Джек Уотлинг, эксперт по наземным операциям Королевского института объединенных служб (RUSI).
Похожую оценку дает и другой эксперт RUSI Джастин Бронк: «Если российские войска в начале и страдали от нехватки оружия и боеприпасов, то после спада ситуация с военным снабжением России неуклонно улучшалась».
Причем именно сейчас, когда американцы прекратили военное снабжение киевского режима, для России крайне важно истощить украинскую ПВО, пишет Business Insider. А дыры в украинской обороне становятся все заметнее и Западу, который Владимир Зеленский униженно убеждает продолжить финансировать его ВСУ.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине — в теме «Свободной Прессы».