Украинские солдаты напуганы российскими FPV-дронами и планирующими авиабомбами, которые проникают даже в глубокие бункеры. Об этом пишет американская журналистка Карлотта Галл из New York Times, которая побывала на передовой в Запорожской области.
Галл была в расположении 117-й отдельной механизированной бригады ВСУ, бойцы которой пожаловались на катастрофическую нехватку личного состава.
— У нас есть оружие, но не хватает людей, — говорит New York Times командир разведки 117-й бригады, который использует позывной Бандерас.
Огромные потери связаны с применением российскими войсками FPV-беспилотников и планирующих авиабомб. Дроны-«камикадзе» служат заменой артиллерии: обнаружив врага, оператор не должен вызывать поддержку артиллерии, передавать точные координаты. Решение об атака принимается мгновенно.
За счет активного применения FPV-дронов украинцы вообще перестали передвигаться даже на легкой бронетехнике вдоль позиций в Запорожской области. Солдаты живут в подвалах разграбленных деревень, технику бросают в прифронтовых районах и передвигаются только пешком. Иногда приходится проходить многие километры. Хотя и группы пехоты на открытой местности — тоже легкая мишень для FPV-дронов.
Для подвоза боеприпасов и эвакуации раненых используют самодельные четырехколесные багги, которые затем от атак дронов прячут среди деревьев. Сами украинцы пожаловались журналистке New York Times, что российское командование постоянно совершенствует тактику применения FPV-дронов.
Например, недалеко от украинских позиций громко проигрывается аудиозапись двигателей беспилотников и взрывов. Украинцы, думая, что на них напали, покидают бункеры и тем самым раскрывают свои позиции.
Также российские беспилотники используются, чтобы забрасывать дымовые шашки в украинские окопы.
— Несколько солдат надели противогазы, чтобы оказать помощь пострадавшим, но когда двое солдат из взвода выползли из бункера, спасаясь от дыма, они были убиты гранатами, сброшенными с российских беспилотников, зависших над ними, приводит New York Times рассказ одного из военных под Ореховым.
Причем Объединенная группировка войск снабжается FPV-дронами централизованно, эта задача принята на государственном уровне, отмечает New York Times. А вот ВСУ получают беспилотники лишь за счет волонтеров и от частных компаний-доноров.
Крайне эффективно действуют и российские планирующие авиабомбы. Применять впервые их начали еще в марте 2023 года, однако в конце года на фоне российского наступления ФАБы стали поистине повсеместным оружием.
— Даже бойцы, привыкшие к постоянным артиллерийским обстрелам, оказываются психологические не готовы к массированному применению авиабомб, — пишет военное издание The Eurasian Times.
По словам украинского нацгвардейца с позывным Кит, бомбы сбрасываются парами, примерно через каждые 7−8 минут. Бомбы создают зловещий звук.
— Это звучит так, как будто на вас обрушивается реактивный самолет, — говорит нацгвардеец, Это как врата ада.
Журналистка New York Times, проехавшая вдоль линии боевого соприкосновения, могла воочию увидеть разрушительную мощь ФАБов. В частности, уничтожены многие здания в опустевшем Орехове, которые во время «контрнаступления» украинцы использовали как командные пункты, места дислокации войск и склады боеприпасов.
Оснащенные управляемыми модулями планирования и коррекции (УМПК), «умные» бомбы дают ощутимое преимущество в увеличении дистанции запуска. При этом запускающий самолет находится все зоны поражения украинской ПВО.
ВВС России вооружают свои истребители-бомбардировщики крылатыми бомбами со спутниковым наведением, способными наносить точные удары с высоты десятков километров, подчеркивает в своем обзоре The Eurasian Times.
Полковник Роман Костенко, член комитета по национальной безопасности, обороне и разведке Верховной Рады, заявил в декабре 2023 года, что у ВСУ нет адекватных средств для противодействия планирующим бомбам.
Пресс-секретарь ВВС Украины Юрий Игнат тоже признался, что ВСУ неспособно ни перехватывать бомбы, ни атаковать запускающие их самолеты.
Помимо прочего, планирующие авиабомбы очень дешевы. УМПК стоят около 2 млн рублей (около $24 тысяч), что резко контрастирует со значительной стоимостью одной российской крылатой ракеты «Калибр» (почти $6,5 млн).
— Экономный подход еще больше укрепляет стратегическое преимущество России в ход СВО, — пишет The Eurasian Times. Издание напоминает, что украинцы также получали управляемые бомбы JDAM-ER в рамках пакетов помощи из США. Однако стоимость таких бомб намного выше, чем российских.
Поэтому украинцы почти не применяют американские авиабомбы (по крайней мере, таких задокументированных фактов единицы). В то время как дешевые и эффективные ФАБ используются повсеместно, от Купянска (ФАБами разрушали последние мосты через Оскол) до Орехова (уничтожение командных центров).
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».