Внезапным, но показательным скандалом завершилась во вторник, 30 января, проверка министром обороны РФ Сергеем Шойгу завода «Уралтрансмаш» в Екатеринбурге.
Предприятие выпускает много чего: от низкопольных трамваев до самоходной артиллерии. Но главное, чего давно и со все возрастающим нетерпением ожидают от уральцев на фронте, — начала масштабных поставок в войска САУ 2С35 «Коалиция СВ», многолетние обещания которых со стороны руководителей и Министерства обороны РФ, и нашей «оборонки» уже навязли в зубах. А широко разрекламированного чудо-оружия на линии боевого соприкосновения как, по сути, не было, так и нет.
Поэтому вполне логично, казалось, было услышать на «Уралтрансмаше» упрек от Сергея Кужугетовича: «Cлушайте, вы кончайте тут дурака валять, ребята!.. Мы занялись этим (налаживанием выпуска „Коалиции-СВ“ — „СП“) плотно в 2022 году. У нас должны эти машины уже работать по полной программе в 2023 году. А у вас все так спокойненько. Так сказать, хорошо».
Тут бы и спросить грозного министра: «Вы, собственно, кому все это адресуете? Исключительно оборонной промышленности? А почему не себе?».
Для подобного вопроса, на мой взгляд, имеются все основания. Чтобы убедиться в этом, давайте кратенько вспомним историю создания этой САУ и почему на фронте она так нужна была еще вчера. А в действительности ее там нет и сегодня. Почему, собственно, на ряде боевых участков контрбатарейную борьбу врагу мы проигрываем, как говорится, в одну калитку.
О чем, напомню, на служебном совещании у начальника Генерального штаба генерала армии Валерия Герасимова в июле 2023-го откровенно докладывал командовавший в ту пору 58-й общевойсковой армией генерал-майор Иван Попов. Аудиозапись с речью Попова, который носит позывной «Спартак», а потому своих бойцов называет «гладиаторами», выложил в своём телеграмм-канале экс-командующий (в 2012—2016 годах) той же 58-й армией, а ныне заместитель главы Комитета по обороне в Государственной думе генерал-лейтенант Андрей Гурулев.
Так чем минувшим летом генерал-майор Попов столь сильно огорчил на совещании генерала армии Герасимова, что был немедленно отстранен от должности и вскоре отправлен дослуживать с глаз долой — в Сирию? А он, со слов самого бывшего командарма-58, просто в очередной раз с плеча рубанул правду-матку, которую на передовой, впрочем, и без того знают все. От солдата до самого начальника Генштаба. А именно: «Заострил внимание на отсутствии контрбатарейной борьбы, станций артиллерийской разведки и массовой гибели и увечьях братьев от артиллерии противника».
И далее: «Возникла ситуация сложная со старшим начальством, когда надо было либо смолчать и смалодушничать и сказать то, что они хотели услышать, либо назвать вещи своими именами. Во имя вас и во имя погибших наших всех друзей боевых не имел права врать, поэтому обозначил все проблемные вопросы. …Старшие начальники почувствовали опасность. И стремительно, за один день световой, состряпали приказ и от меня избавились. Как сказали сегодня командиры многих дивизий, нашу армию не смогли пробить с фронта ВСУ, но нас ударил с тыла наш старший начальник, предательски и подло обезглавив армию в самый тяжёлый и напряжённый момент».
Что, собственно, у нас с контрбатарейной борьбой и при чем тут САУ «Коалиция-СВ»?
А вот что. Противник с самого начала боевых действий на Украине бился с нами примерно теми же образцами артиллерийских вооружений, которыми располагает и российская армия. В частности, доставшимися и украинцам, и нам еще от Советского Союза самоходными артиллерийскими установками 2С3 «Акация» (152-мм), 2С1 «Гвоздика» (122-мм) и 2С19 «Мста-С» (152-мм). Предельная дальность стрельбы у всех разная. Но в целом для такой артиллерийской группировки — максимум до 33,5 километров.
Но вскоре очень некстати для России в означенную область вооруженной борьбы решительно вмешалось НАТО. С подачи Запада к концу 2022 года у врага появились дальнобойные высокоточные французские САУ CEASAR, германские PzH-2000, шведские Archer и американские M109A3GN Paladin. Они легко поражали цели даже в ближнем тылу российских войск высокоточными активно-реактивными снарядами на удалении от 37 до 40 километров. А штатовскими активно-реактивными снарядами M982 Block IA-2 — и до 60 километров. То есть — раза в полтора-два дальше, чем наши орудия.
Это означало, что российские артиллерийские расчеты сильно рисковали и продолжают рисковать, пытаясь выйти на огневые позиции, с которых можно хоть как-то начинать долбить врага хотя бы на его переднем крае. Потому что безнаказанно «прилететь» по нам со стороны Украины с начала 2023 года легко может (и «прилетает», конечно!) еще на маршруте выдвижения на намеченные рубежи. Километров за 10−20−25 до украинских окопов.
А нам своей ствольной артиллерией отвечать с такого расстояния просто нечем. Потому как бесполезно. Выручают, главным образом, только знаменитые «Ланцеты».
Собственно, этим и были продиктованы горькие упреки вышестоящему армейскому командованию со стороны опального теперь генерал-майора Попова про «отсутствие контрбатарейной борьбы, станций артиллерийской разведки и массовой гибели и увечья братьев от артиллерии противника».
Надежды России на перелом положения дел в этой сфере были связаны только и исключительно с «Коалицией-СВ». Мы с нетерпением ожидали и продолжаем ожидать от промышленности эти артустановки потому, что, как утверждают, предельная дальность их стрельбы по тактико-техническим характеристикам, якобы доказанным на испытаниях, составляет по одним данным до 60, а по другим — даже до 70 километров.
Иными словами, появись они прямо сегодня в массовом (или хотя бы в достаточно заметном количестве) в зоне боев, ситуация там мгновенно и зеркально переменилась бы. Все эти CEASAR, PzH-2000, Archer и M109A3GN Paladin из украинского тыла ползли бы в нашу сторону как на плаху. Но ведь нет этого по сей день.
Кстати, Сергей Кужугетович, а почему это мы с ваших слов, «плотно занялись» налаживанием выпуска «Коалиции-СВ» лишь в 2022 году? Если разработка ее началась 20 лет назад, еще в 2002-м?
Вы, товарищ министр обороны, разве забыли, как согласно вашим личным указаниям пробную партию этих совершенно ни к каким боям, как теперь выясняется, не готовых артустановок на том же «Уралтрансмаше» спешно готовили еще к Параду Победы 2015 года? Как 9 мая те гордо прогрохотали по Красной площади, олицетворяя, как казалось ликовавшей публике, взметнувшуюся до небес боевую мощь Вооруженных сил России?
Тогда в репродукторах диктор с восторгом рассказывал нам, что стрельба «Коалиции-СВ» в большей степени автоматизирована и компьютеризирована. Что чудо-гаубица с темпом стрельбы в 10 снарядов в минуту может работать в режиме «Шквал огня». При котором несколько снарядов, выпущенных из орудия под разными углами, одновременно достигают цели. Что экипаж САУ надежно защищен, поскольку в бою находится в изолированной бронекапсуле.
С той поры прошел не год и не два. Почти десять! Что ж до 2022-го не слишком «плотно» занимались «Коалицией-СВ»?
Хотя — нет. Время от времени высокие должностные лица продолжали на этот счет кормить нас и нашу армию несбывшимися до сей поры обещаниями.
Скажем, еще в 2016-м на «Уралтрансмаш» специально ради «Коалиции-СВ» приезжал тогда еще вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов. И остался, по его словам, очень довольным тем, как идут дела. Заявил: «Я очень доволен поездкой. Считаю, что екатеринбургские предприятия холдинга „Уралвагонзавод“ обеспечат нас всей продукцией и не сорвут госзаказ 2016 года».
Заодно не пожалел восторгов и по поводу перспективной САУ: «Это уникальная артиллерийская установка, это будущее артиллерии. Подобными изделиями в мире владеют всего две армии. Это конкурентоспособное изделие… Востребованность в нем огромная. Тем более, что появились новые артиллерийские установки „Коалиция“, которые все могли наблюдать на Параде Победы».
Потом в феврале 2018-го Борисов снова съездил в Екатеринбург ради скорейшего налаживания выпуска этого замечательного, как нам обещают, оружия. И снова по итогам командировки искрился оптимизмом: «Мы законтрактовали 12 образцов „Коалиции-СВ“. Они будут проходить войсковую эксплуатацию до 2020 года. В 2020 году мы завершим государственные испытания и уже примем решение о серийных закупках».
Судя по некоторым данным, день начала СВО мы так и встретили с теми самыми 12 экспериментальными «Коалициями-СВ», про которые Борисов говорил еще шесть лет назад. И даже почти сразу отправили их в бой.
Во всяком случае, в сентябре 2023-го в телеграмм-канале одного из участников СВО появилась такая запись: «Успел обмолвиться парой слов с экипажами «Коалиций». И выяснил, что на тот момент эта батарея была не просто редкой, она была ЕДИНСТВЕННОЙ … по всему восточному направлению. Еще одна такая батарея «гастролировала» на юге, в Приазовье.
Разумеется, экипажи были крайне измотаны — их батарея работала как пожарная команда. Ее постоянно перебрасывали с места на место. И нигде они более чем на пару дней не задерживались. Отработав на одном участке, тут же грузились на транспортеры и мчались на другой. Оттуда — на третий.
«Небратья» зло называют эту САУ «путинское чудище» (конец цитаты).
А дальше непростой сюжет с попытками наших военных все же хоть когда-нибудь дождаться от родной оборонной промышленности давно обещанного стал закручиваться еще больше. Предполагаю, что вся эта нескончаемая, на первый взгляд, сага про «Коалицию-СВ» начала раздражать даже Кремль. Оттуда, похоже, последовал административный «пинок» всем участникам. Потому что следствием этого стали просто какие-то судорожные действия вокруг САУ со столь непростой судьбой.
Сначала в апреле 2023 года было сочтено, что производственных сил, брошенных на неприлично затянувшееся доведение до ума «Коалиции-СВ», недостаточно. И если все оставить, как есть, это, возможно, вообще никогда не закончится.
У танкостроительной корпорации «Уралвагонзавод» решено было забрать и передать концерну «Техмаш» сразу два смежных предприятия: екатеринбургский Завод № 9 и нижегородский «Буревестник». Они тоже давно были специализированы на производстве ствольных артиллерийских систем. Но теперь основные усилия и этих промышленных активов сосредоточены на «Коалиции-СВ».
С той поры обнадеживающих вестей в Москве стали ждать с таким нетерпением, что сильно рисковавшие своими креслами участники событий из чувства служебного самосохранения принялись все ставить с ног на голову. В августе 2023-го первый заместитель гендиректора Ростеха Владимир Артяков внезапно огорошил: «Серийное производство, а также выпуск транспортно-загрузочной машины (для „Коалиции-СВ“ — „СП“) уже развернуты». И тут же: а испытания самоходного артиллерийского орудия 2С35, входящего в состав «Коалиции-СВ», будут завершены до конца года.
Это было совершенно беспрецедентно. Как можно ставить на конвейер сложнейшее вооружение, испытания которого еще не закончены? Ведь никто не знает, какие еще «детские болезни» у боевой техники будут выявлены на полигоне?
Да и по существующей процедуре руководство Минобороны перед приемом хоть чего-то на вооружение обязано сначала утвердить акт завершения государственных испытаний. И чтобы в документе было указано, что на полигоне разработанное изделие полностью подтвердило соответствие тактико-техническим требованиям заказчика. То есть — военных. Но раз испытания САУ летом еще продолжались — такого акта просто в природе быть не могло.
Но до поры до времени (а точнее — до только что завершившейся поездки Шойгу в Екатеринбург и его слов про «кончайте тут дурака валять, ребята») факт запуска конвейера на «Уралтрансмаше» с прошлого лета казался свершившимся. А как еще, если об этом докладывает столь высокое должностное лицо, как один из руководителей «Ростеха»?
Тем более, что в октябре 2023-го пресс-служба «Ростеха» распространила сообщение, будто «государственные испытания САУ „Коалиция-СВ“ успешно завершены, в ближайшее время артиллерийская установка начнет поступать в войска, поскольку серийное производство комплекса началось заранее, в госкорпорации решили не дожидаться окончания испытаний. Также вместе с САУ в серийное производство пошла и транспортно-заряжающая машина».
Так кто куда «пошел» на Урале, если на дворе начало февраля 2024-го, а Министерство обороны, как выясняется после визита Шойгу на завод, еще только собирается заказать первые шесть таких боевых машин? Хоть теперь-то к их производству «Уралтрансмаш» готов? Но отчего же тогда глава военного ведомства недоволен, что оборонщики «продолжают валять дурака»?