Украинские войска не смогут защитить Харьков, пока не получится оттеснить россиян, заявил Владимир Зеленский на совместной пресс-конференции с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте в самом Харькове.
Заявление главного украинского «гетьмана» звучит алармистски. Что, в общем-то, понятно. Фронт катится на запад, бравых докладов самостийных генералов давно не слышно. Зеленский умоляет Запад дать ему денег и оружия, а от Генштаба ВСУ требует «решительных действий».
С потерей города, считает британский аналитик Александр Меркурис, высказавшийся об этом на YouTube-канале The Duran, ничего вернуть уже не получится, что станет тяжёлой утратой, так так как здесь сосредоточена крупная промышленность.
Хотя трудно сказать, сохранилась ли она после ударов сверхточным оружием по законным целям?
Сейчас город укрепляют форсированными темпами. Подполковник Народной милиции ЛНР в отставке Андрей Марочко сообщил, что в возведении обороны ВСУ под Харьковом и Купянском участвуют спецы из Германии; «…это представители строительных фирм и операторы строительной техники», и «даже некоторые стройматериалы немецкого производства, либо привезены из других стран Европы».
Член-корреспондент Академии военных наук Александр Бартош считает, что Зеленский в панике:
— Ему сегодня стоило бы сейчас озаботиться не только Харьковом, но и Одессой, Николаевом, Херсоном и другими городами Украины.
— Зеленский сейчас старается использовать все возможности для того, чтобы выдавить из своих западных покровителей дополнительные порции финансовой и военно-технической помощи, в виде поставок боеприпасов и оружия. Отсюда и такие алармистские, паникёрские заявления, направленные на то, чтобы подстегнуть, прежде всего американцев, увеличить поставки.
«СП»: Однако не так давно Чехия заявила, что собирает средства на закупку «в третьих странах» полумиллиона снарядов калибра 155 мм и 300 тыс. снарядов калибра 122 мм. Голландец Рютте заявил в Харькове, что его страна выделит еще 150 миллионов евро на эту чешскую инициативу, так что общая сумма, собранная на снаряды, составит 250 миллионов евро.
— Это капля в море по сравнению с потребностями Украины. Они сейчас на пороге краха и прекрасно понимают, что какие-то вливания от мелких стран, типа Нидерландов, вряд ли кардинально что-то изменят.
В США же общественное мнение склоняется к тому, что надо прекратить поставки на Украину, потому что страна из-за некомпетентности руководства, военных, коррупции и разворовывания всего, что туда поставляется, обречена.
«СП»: Что можно сделать с Харьковом с чисто военной точки зрения, окружить? Все-таки город очень большой, вокруг не степь, как в Донбассе, а леса.
— Город действительно большой. А наше военное командование отказалось от тактики лобовых, фронтальных ударов не только по крупным, но даже и по небольшим городам, как это было в Бахмуте-Артемовске и в некоторых других местах. Мы прибегаем к окружению и перекрытию поставок оружия с боеприпасами, вынуждая противника в срочном порядке покидать населенные пункты.
«СП»: Некоторым наблюдателям кажется странным, почему Харьков, старинный русский город, в свое время, начиная с 2014 года, не смог поддержать «Русскую весну», как это случилось в Крыму, а затем на Донбассе? Как вы считаете, какова там сейчас внутренняя обстановка?
— В 2014 году население Харькова было очень, я бы даже сказал смертельно, запугано событиями в Одессе, во время сожжения людей в Доме профсоюзов, событиями на киевском Майдане, а также прибытием в Харьков десанта украинских националистов, которые вынудили бежать, или физически уничтожили некоторых потенциально опасных для них людей, возможных руководителей движения сопротивления.
Остальное население, как говорится «попряталось по норам», терпеливо выжидая, когда придут освободительные русские войска.
«СП»: И с руководством Харькову не везло.
— Да. Обо всем этом говориться в замечательной книге «Алексей Журавко. Инвалид, на которого враг не пожалел HIMARS», которую написали Андрей и Мария Савельевы и Ирина Панченко. Книга рассказывает о человеке, инвалиде, но при этом общественном деятеле, бывшем депутате Верховной рады Украины, который поддержал специальную военную операцию.
Так вот, Алексей Журавко говорил о Харькове, что там, к сожалению, не было создано продуманной системы сопротивления, ячеек, которые в решающий момент могли бы объединиться, внося серьезный вклад в освобождение города от нацистов. Большинство населения запугали, а лидеров убили.
Вот и сам он погиб в конце сентября 2022 года в Херсоне, в результате ракетного удара из РСЗО HIMARS по гостинице Play Hotel by Ribas, которую обстреляли, когда там жили журналисты, освещавшие ход референдума о присоединении к РФ.
Да, ячейки сопротивления работают пока недостаточно действенно не только в Харькове, но и в Киеве тоже — как я могу предположить. Хотя у меня, конечно, нет об этом точной информации, признается эксперт…
Главарь киевского режима заявил, что «пока не советует харьковчанам возвращаться домой». Пусть, мол, остаются в эвакуации. Он не считает, что сейчас Харьков защищен так, чтобы можно было посоветовать людям вернуться в свои дома. Но оговаривается, что это выбор харьковчан, в том смысле, наверное, что, вступив в ряды ВСУ, харьковчане возвращаться на родину могут?
При этом еще в августе прошлого года киевские власти объявили обязательную эвакуацию из почти сорока населенных пунктов Купянского района Харьковщины.
Сегодня Вооруженные силы Россия контролирует небольшую часть Харьковской области после отхода наших войск из Балаклеи и Изюма. Тогда это назвали перегруппировкой сил, что мало кому в стране понравилась. Хочется надеяться, что нынешняя перегруппировка с продвижением на запад — гораздо перспективнее, а главное — целеустремленнее.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».