Новейший танк Т-14 «Армата» уже имеется на вооружении российских вооруженных сил, заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Отвечая на вопрос журналистов, гендиректор госкорпорации сказал, что «в армии она, конечно, на вооружении стоит». По его словам, «Армата» сегодня значительно превосходит по своим характеристикам существующие танки, однако стоимость боевой машины слишком велика, поэтому в ходе СВО на Украине она вряд ли будет использоваться.
Чемезов добавил, что российской армии будет проще и выгоднее использовать танк Т-90, который является основным боевым танком ВС РФ и лидирует по продажам в мире.
Как известно, в 2021 году Андрей Терликов, генеральный конструктор УКБТМ, входящего в концерн «Уралвагонзавод», предполагал, что испытания боевой машины будут продолжаться еще год-два. Однако в феврале текущего года зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев сообщил, что испытания пока не завершены.
В апреле 2023-го отечественные СМИ сообщали, что несколько единиц Т-14 используется для ведения огня по неприятельским позициям в зоне СВО. При этом рассказавшие об этом источники заметили, что «в прямых штурмовых действиях они пока не участвовали».
Впрочем, по информации ТАСС, в июле 2023-го группировка «Юг» использовала «Армату» в боевых столкновениях. Источник агентства рассказал, что «несколько единиц участвовали в бою, чтобы посмотреть, как проявит себя танк».
Военный эксперт, бывший общевойсковой офицер Александр Шарковский напоминает, что танк «Армата» до сих пор до конца не доработан.
— Он принят на вооружение, проходит войсковые испытания на протяжении длительного времени, но серийное производство машины еще не налажено, насколько мне известно.
«СП»: Почему, как вы считаете?
— Должна быть отработана технология, которая сделает танк приемлемым по стоимости. Поэтому сжигать образцы на поле боя, конечно, не стоит. Да, «Атмата» появилась в ходе СВО на какое-то время и вроде бы зарекомендовала себя неплохо. Но, видимо, еще есть к нему нарекания, поэтому идет чисто конструктивная работа технологов. Это очень непростой этап любого производства — если технологически процесс не будет грамотно выстроен, то мы будем иметь очень дорогую машину, неоправданно дорогую.
«СП»: Может быть, на решение о доработке повлияла незавидная судьба германских «Леопардов» и американских «Абрамсов», горевших на полях СВО?
— Замечу, что наши танки защищены гораздо лучше, чем «Леопарды» и «Абрамсы», появившиеся на украинском театре военных действий. Эти иностранные танки, по существу, раздеты — вся динамическая защита с них снята. Украинская сторона пытается установить свою защиту, дополнительное бронирование — на «Леопарды» ставят блоки «Контакт-1». В любом случае, эти танки отличаются от тех, что имеют на вооружении США и другие западные страны, для Украины их основательно «упростили». Впрочем, упомянутая в вопросе проблема, видимо, есть: скажем, акции производителя «Абрамсов» General Dynamics Land System после кадров с горящими танками сильно упали. То есть, компания начинает терпеть немалые убытки.
«СП»: То есть мы совершенствуем «Армату» с учетом ее будущего вывода на оружейный рынок?
— У нее имидж лучшего танка в мире. Видимо, наши конструкторы хотят подработать машину получше. Хотя в народе говорят, что лучшее — враг хорошего, об этом тоже стоит помнить. Также не стоит забывать, что Т-14 требуется особое сопровождение для технического обслуживания — специалисты, оборудование. Это принципиально новый танк. В общем, идет работа над техническим обслуживанием, а также над технологией производства. Как только их приведут в норму — мы, видимо, увидим, «Армату» в бою. Возможно, это произойдет еще в ходе СВО.
Военный эксперт Михаил Александров замечает, что в последнее время появляется немало вопросов к госкорпорации, и не только в связи с «Арматой».
— Появляется вопрос: зачем мы тогда делали «Армату», вкладывали большие средства? Но вопросы касаются не только танка Т-14, но и, скажем, нашей гражданской авиации. Скажем, почему мы продолжали тратить средства на самолет МС-21, который изначально планировался с иностранными компонентами, а не строили Ту-214, Ил-96?
Такая позиция оказалась чревата потерями для экономики и безопасности страны, учитывая ситуацию с «Арматой». А есть пример и с гаубицей «Коалиция», которую «Ростех» рекламировал, но почему ее нет в войсках? То ли она дорогая, то ли еще недоработали. И получается, что сейчас нас выручают давно используемая, но модернизированная военная техника — скажем, те же гаубицы «Малка». Кроме того, энтузиасты создали немало замечательных образцов беспилотников, причем непонятно, чем в данном направлении сильно отличилась государственная корпорация.
«СП»: Была информация, что они делают беспилотник, который будет летать в паре с Су-57.
— В результате полетал несколько раз и больше никаких данных об этом проекте не было. Но когда потребовалось широкое использование дронов на поле боя, то пришлось договариваться с Ираном, на помощь пришли небольшие компании. В общем, погоня за рекламой, пиаром мало что принесла в реальности. Не совсем понятная ситуация с легким военно-транспортным самолетом Ил-112 В, который разбился в ходе испытаний. Конечно, нужно, вести ОКР, создавать новую технику, но не стоит делать их приоритетом. Вот когда новая техника будет готова, испытана — тогда и можно заявлять о ее широком применении. Скажем, американцы, когда их прижало, оставили в строю В-52, использование которых продлено до 2040-го. Ввод в строй субмарин «Колумбия» тоже идет со скрипом.
«СП»: То есть с работой над новым оружием все непросто не только у нас…
— Потому что такого же рода пиарщики окопались в американском ВПК — такое общее поветрие. Как говорится: хорошие времена создают слабых людей, а слабые люди создают плохие времена. Вот мы и пожинаем результаты.
«СП»: Учитывая, что танки в ходе СВО часто уничтожались с помощью беспилотников, может, стоит создавать какую-то новую технику для меняющейся картины на поле боя?
— Нужно усовершенствовать средства обороны от беспилотников, оснащать ими боевые машины. Либо создавать машины сопровождения, обладающие всем необходимым арсеналом борьбы с дронами. Может, стоит возрождать зенитные пулеметы, четырехствольные с радиолокационным наведением, но уже управляемые автоматикой.