Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Зеленский нащупал нашу слабину: Черноморскому флоту и береговой охране пора менять тактику боя

Не только военные, но и гражданские суда и порты РФ беззащитны перед морскими беспилотниками ВСУ. Способ быстрого решения есть

25570
Зеленский нащупал нашу слабину: Черноморскому флоту и береговой охране пора менять тактику боя
Фото: Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС
Материал комментируют:

Целый ряд тяжелейших потерь в корабельном составе Черноморского флота от атак украинскими надводных беспилотников буквально ребром поставил проблему: какими средствами и как именно впредь предотвращать такие нападения? Способы называют самые разные. От организации плотного радиоэлектронного контроля за надводной обстановкой с вертолетов и аэростатных комплексов, развернутых на крымском побережье, до срочной установки на палубах и надстройках множества изначально не предусмотренных конструкторами крупнокалиберных пулеметов.

Однако в этой сильно затянувшейся дискуссии, на наш взгляд, упускается важный момент. А что перед лицом быстро нарастающей угрозы со стороны безэкипажных катеров ВСУ делать морякам гражданских судов? Что делать персоналу наших торговых и пассажирских портов на Черном море? Ведь они тоже, вне всякого сомнения, могут послужить заманчивыми целями для давно обезумевшего от ненависти к нам Киева.

Читайте также
Гримаса боевой судьбы: Лишенный флота Киев принуждает Россию к ретираде из Черного моря Гримаса боевой судьбы: Лишенный флота Киев принуждает Россию к ретираде из Черного моря Кто виновен, что вражеские БЭК, за полсуток обнаруженные нашим сухогрузом на подходе к Крыму, захватили врасплох «Сергея Котова» у Крымского моста?

Да, собственно, почему «могут»? Уже послужили. И не раз. В полном соответствии с заветами американского адмирала Чарльза Локвуда, командовавшего в годы Второй мировой войны подводными силами США на Тихом океане. Впоследтвии свои мемуары о том времени он назвал: «Топи их всех!».

Просто те украинские атаки быстро подзабылись. Поскольку ни одна из них, к счастью, пока не привела к фатальным последствиям.

Достаточно вспомнить события конца лета 2023 года. Вначале 30 июля, как сообщало Минобороны РФ, у входа в пролив Босфор отряд из трех украинских быстроходных полупогруженных безэкипажных катеров (БЭК) попытался потопить российские транспортные суда с грузом зерна, следовавшие в охранении патрульных судов «Сергей Котов» и «Василий Быков».

Инцидент произошел в юго-западной части Черного моря в 340 километрах юго-западнее Севастополя. Нападение удалось отразить огнем штатного вооружения кораблей эскорта. Все три БЭК в тот день отправились на дно.

Но Киев не угомонился. Прошло всего несколько дней. И, как сообщило агентство ТАСС со ссылкой на представителя Морского спасательно-координационного центра (МСКЦ) Новороссийска, 5 августа в 30 милях от Крымского моста прямо на якорной стоянке вражескими полупогруженными безэкипажными катерами был поражен российский танкер Sig. Он получил пробоину правого борта в районе машинного отделения на уровне ватерлинии.

Украинские паблики первыми выложили в Сеть перехват радиопереговоров капитана терпевшего бедствие «Сига» с портовыми службами Керчи: «Машинное затоплено, сами передвигаться не можем. Судно в балласте. Все танки грузовые пустые. Судно на плаву. До уровня ватерлинии вода набиралась и остановилась».

В начавшейся спасательной операции приняли участие подоспевшие к месту ЧП буксир «Меркурий» и научно-исследовательское судно «Импульс». Они и дотащили «Сига» по ближайшего причала.

Но что будет, если враг и дальше продолжит ту же абсолютно пиратскую практику в отношении гражданских кораблей и судов? Что, если задумает внезапно ударить, допустим, по причалам никакими боновыми заграждениями не прикрытого пассажирского причала с прогулочными катерами в самом центре Ялты?

Судя по тому, как самым трагическим образом для России развиваются события на этом участке боевых действий, исключать нечто подобное не только нельзя. Делать это просто преступно!

Стало быть, меры предосторожности не должными быть ограничены масштабами одного только Черноморского флота. Прикрывать силой оружия следует всех, кто выходит из тамошних портов. Впрочем, и сами порты тоже.

Вероятно, силы и возможности всех ведомств, отвечающих за судоходство на Черном море, следует сжать в единый информационный кулак. Для чего сформировать в Севастополе или Новороссийске межведомственный ситуационный центр, накапливающий соответствующую информацию от всех, кто ею обладает. Даже от обычных рыбаков и праздно шатающихся зевак на крымских и кубанских набережных.

Читайте также
По ВСУ начали бить “Ланцеты”, несущие 150 кг взрывчатки  По ВСУ начали бить «Ланцеты», несущие 150 кг взрывчатки Укровермахт жалуется на мощные русские барражирующие боеприпасы, запускаемые далеко от линии фронта

Понятно, что этот центр обязаны возглавлять только и исключительно наши военные моряки. Они, и никто иной, должны оценивать и анализировать любые поступающие из любых источников сведения о возможных угрозах со стороны моря. Чтобы никогда больше не повторилась ситуация, о которой «Свободная пресса» уже писала 9 марта.

Это когда, напомню, за целых полсуток до нападения отряда из приблизительно пятнадцати БЭК противника на российский патрульный корабль «Сергей Котов», стоявший в охранении Крымского моста, замысел врага едва не был сорван. Но причины этого так и не случившегося тогда «едва» загадочны и просто возмутительно одновременно.

Потому что, как мы уже сообщали, на днях появились сведения, что в действительности украинские БЭК, вышедшие для нападения на «Сергея Котова» откуда-то из-под Одессы или из устья Дуная, на переходе морем были случайно обнаружены следовавшим в Италию экипажем российского сухогруза «Элла». Более того — катера на большой скорости проходили у борта «Эллы» столь близко, что часть из них с борта сухогруза легко было наблюдать буквально невооруженным глазом.

Случилось это, по докладу капитана «Эллы» российским береговым службам, «в период с 14.15 мск… до 15.04 мск». До гибельной для «Сергея Котова» атаки следующей ночью оставалась едва ли не вечность по меркам назревавшего морского боя. Можно было сделать все, что угодно: заранее поднять в воздух боевые вертолеты и истребители и при свете дня расстрелять катера до их выхода в атаку. Можно было, наверное, приказать командиру патрульного корабля укрыться в керченском порту. Или — наоборот. Направить к нему на помощь другие боевые корабли, чтобы встретить этот очередной удар ВСУ вблизи Крымского моста во всеоружии.

Как следует из хроники дальнейших событий, следствием которых стала быстрая гибель отчаянно отбивавшегося, но так и не отбившегося от украинской «волчьей стаи» «Сергея Котова», ничего из перечисленного не предпринял никто из наших адмиралов. Единственное объяснение этому: они просто оказались не в курсе грозного открытия, заранее сделанного моряками «Эллы». Но коли так — в каких-то ведомственных сетях, похоже, запуталась важнейшая информация, которой по доброму обязательно следовало присвоить ломающий все чиновничьи преграды гриф. Вроде «Молния».

Однако, видимо, некому было присваивать. Полномочий не хватало. Ну, и еще, полагаю, элементарной ответственности. Чтобы ничего похожего не происходило в районе боевых действий впредь и нужен, как представляется межведомственный ситуационный центр. Наверное — во главе с командующим Черноморским флотом. Или с начальником его штаба.

Впрочем, тут никуда не уйти от вопроса: ну, ладно, предположим, угрозу нападения безэкипажных катеров мы своевременно выявили и кого необходимо о ней оповестили. А дальше-то что? Проще говоря: чем отбиваться-то будем? Особенно с палуб каких-нибудь от киля до клотика штатских сухогрузов, танкеров или контейнеровозов? Или на входах-выходах из портов, которые не штатные военно-морские базы?

Возможно, вы не поверите, но над этой проблемой, оказывается, ломали головы еще в Советском Союзе. Правда, о безэкипажных катерах тогда и слыхом не слыхивали. Главной угрозой считались противокорабельные ракеты и авиация. Их налеты на прежде безоружных по роду основных занятий пароходах, ледоколах и прочих и собирались отражать

Некоторые любопытные подробности на сей счет «Свободной прессе» поведал капитан 3 ранга в отставке Юрий Трифоненков, советник по безопасности генерального директора одной из российских организаций ОПК. Немало прослуживший в прошлом на кораблях Северного флота.

Читайте также
Днепр: «Восточный вал» Зеленского готовится встретить русское наступление огнем и сталью Днепр: «Восточный вал» Зеленского готовится встретить русское наступление огнем и сталью Днепропетровщина ощетинилась ежами, крепостями крупнейших заводов и засадами

Вот его комментарий: «Существующая система охраны портов боевыми кораблями ЧФ затратна и малоэффективна ввиду недостаточного количества у нас кораблей, оснащенных эффективными системами вооружения. Между тем, в ближайшей перспективе следует ожидать активизации террористических атак ВСУ по грузовым портам. Прежде всего — по специализирующихся на экспортных поставках, по нефтеналивным, зерновым и другим терминалам, в строительство и модернизацию которых были вложены очень значительные средства. Остановка их работы может привести к серьезному ущербу для экономики РФ.

Наиболее оптимальным решением проблемы будет установка на волноломах у входа в такие гавани стационарных, быстромонтируемых модулей, оборудованных средствами обнаружения и уничтожения телеуправляемых надводных целей. Ранее в ВМФ СССР уже был опыт создания модульных систем вооружения для оснащения ими судов Министерства морского флота в угрожаемый период.

В 1990 году на Северном флоте даже провели испытания модульных систем вооружения, участником которых я оказался. Для этого на ледоколе финской постройки «Капитан Драницын» были установлены четыре спаренных 30-мм автоматических артиллерийских установки АК-230 (далее — АУ), смонтированных на базе стандартных 20-футовых контейнеров. На крыше каждого — по одной АУ с наведением от визирной колонки.

Внутри контейнера размещалось: подбашенное отделение, аппаратура управления стрельбой, системы внутреннего и наружного жидкостного охлаждения, компрессор высокого давления и элементы пневматической системы установки. Также в каждом контейнере было установлено по 7 электрических грелок с целью предотвращения образования конденсата на электрооборудовании.

Контейнеры поставили на заранее подготовленные на «Капитане Драницыне» стальные фундаменты: два на баке ледокола, один на вертолетной площадке и один на надстройке в районе трубы. В контейнеры был подведен ток от судовой электросети.

Под руководством специалистов Управления ракетно-артиллерийского вооружения флота на одном из полигонов боевой подготовки Северного флота в районе острова Кильдин были проведены практические стрельбы из этого оружия. Они в принципе подтвердили возможность быстрого модульного вооружения большого количества гражданских судов. Все артустановки отстреляли без отказов.

Но в ходе испытаний были вскрыты и существенные недостатки. Главным из которых оказалось то, что стандартный грузовой контейнер не имел достаточной жесткости, необходимой для его использования в качестве орудийной платформы. При стрельбе возникала сильнейшая вибрация всей конструкции (визирные колонки при стрельбе с темпом до 1000 снарядов в минуту буквально вырывались из рук комендоров).

Но к сегодняшнему дню разработаны технологии, которые позволяют решить эту проблему. Представляется целесообразным рассмотреть возможность создания быстромонтируемых комплексов охраны и обороны портов, а также крупных морских судов на базе модулей, изготовленных из композитных материалов.

Это возможно сделать в сравнительно короткие сроки потому, что состав Объединенной судостроительной корпорации входит АО «Средне-Невский судостроительный завод» (далее — «СНСЗ»), на котором освоено серийное строительство базовых тральщиков проекта 12700 «Александрит» с самым крупным в мире монолитным корпусом из композита.

Опыт эксплуатации тральщиков данной серии показал высокие эксплуатационных характеристики композитных конструкций. Они значительно легче стальных, имеет большую жесткость и огнестойкость, не ржавеют и требуют минимального ухода.

Читайте также
Отряд ГУР «Артан» уничтожен на границе: Буданов пытался отомстить за Patriot, захватив перед выборами президента РФ российский поселок   Отряд ГУР «Артан» уничтожен на границе: Буданов пытался отомстить за Patriot, захватив перед выборами президента РФ российский поселок По ту линию фронта вынашивают планы по атаке на населенные пункты на территории «исторической» России

Данные тральщики вооружены артустановкой АК-306, производства АО «АК «Туламашзавод», закрепленными на композитных основаниях. В связи с этим имеется возможность быстро наладить на «СНСЗ» серийное производство композитных модулей с их последующим оснащением системами обнаружения и уничтожения надводных целей. Для этого Центральное морское конструкторское бюро «Алма́з» должно подготовить проект модуля, вписав подбашенное отделение противоминного корабля с боевым постом управления стрельбой в габариты новой конструкции.

При установке подобных модулей на невооруженные суда флота (буксиры, суда обеспечения и др.) это может обезопасить их от нового вида угроз при нахождении в море, а также позволит использовать вспомогательные суда для охраны внешних рейдов и мест якорных стоянок.

Реализация данной программы поможет создать эффективную, недорогую систему противодействия террористическим атакам беспилотных катеров ВСУ, освободив корабли Черноморского флота ля решения других боевых задач" (конец цитаты).

К этому комментарию, думаю, следует добавить единственное. АК-230 получились настолько удачными, что таковые стали устанавливать практически на все корабли, которые спускали на воду за десятилетия производства этого оружия (с 1953 по 1983 годы). В том числе — на артиллерийские крейсера, эскадренные миноносцы, большие противолодочные корабли, тральщики и ракетные катера. Четыре десятка лет назад на смену АК-230 пришли более совершенные орудия. Но наверняка на почти безбрежных флотских арсеналах хранится еще много того добра. Которое может нам очень пригодиться сегодня на Черном море.


Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Кирилл Кабанов

Член Совета при президенте России по правам человека (СПЧ), глава Национального антикоррупционного комитета

Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня