Девятерых подозреваемых в организации теракта в «Крокусе» задержали в Таджикистане сотрудники Госкомитета нацбезопасности республики при участии российского ФСБ. Их обнаружили и нарядили в «браслеты» в Душанбе.
— Девять подозреваемых были задержаны сотрудниками Госкомитета нацбезопасности в ходе совместных следственных мероприятий с российскими коллегами, находящимися в Душанбе, — сообщили источники в силовых структурах Таджикистана.
Российские спецслужбы своими сообщениями информацию из Таджикистана дополнять не стали, однако по некоторым данным, эти девять фигурантов на момент подготовки и совершения теракта находились в Москве и Подмосковье, после чего вылетели ближайшими рейсами из аэропорта «Домодедово».
О том, почему теракт в «Крокусе» стал возможен, а его организаторов и исполнителей не взяли на месте преступления, а отлавливали постфактум при попытке пересечь границу или уже за границей, — «Свободной Прессе» рассказал вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», президент Группы компаний негосударственной сферы безопасности «Ангел» Василий Верещак. Он также разъяснил, способны ли частные охранные компании эффективно участвовать в предотвращении террористических атак.
«СП»: Василий Захарович, некоторым из причастных к теракту в «Крокусе» удалось беспрепятственно улететь в Таджикистан, наши спецслужбы смогли их взять только при помощи таджикских коллег. Почему не справились сами?
— Без местных и без согласованных действий с ними в Таджикистане справиться с поиском и задержанием не удалось бы. Хорошо, что есть взаимодействие между спецслужбами, оно обязательно должно быть. И желательно — на стадии предотвращения терактов, а не постфактум.
В России назрела объективная проблема, которую трагедия в «Крокусе» только обнажила: у нас большой беспорядок с безопасностью в стране, в целом, и с пересечением границ, в частности. Работа по антитеррору была абсолютно бессистемной. Пока угроз было мало — хватало и такой работы, хотя все равно мы видели насильственные преступления, совершаемые иностранцами в России.
А сейчас терроризм поддерживается на государственном уровне врагами России. Они вербуют, обучают, промывают мозги и тщательно готовят терракты против нас. Я надеюсь, что наши силовики это понимают, и обдумывают план — как навести порядок, которого до сих пор не было. Гром уже грянул, пора креститься.
«СП»: Есть предложения закрыть границу.
— Не нужно крайностей. Они не дадут быстрого результата, но могут негативно отразиться на настроении общества.
Есть более радикальные предложения, чем закрыть границу, — выкинуть всех иностранцев. Этого тоже не нужно делать. Зачем? Это — беспредел.
Но, с другой стороны, до этого тоже был беспредел, потому что происходило бесконтрольное перемещение иностранцев в Россию, они здесь нелегально оставались — без регистрации, без всякого контроля. И эти приезжие начинали понимать, что в России можно творить все, что угодно, и за это ничего не будет.
А следующий шаг мысли после такого понимания — можно на этой бесконтрольности и хорошо заработать. Например — полмиллиона рублей за совершение массового убийства.
Поэтому нужно навести порядок без крайностей. Я был во всех республиках Средней Азии, проводил там совместные учения со спецназом. Силовики в этих республиках — отличные ребята, но они сами говорят: наши люди — очень хорошие и законопослушные, но — только когда есть порядок. А когда нет порядка — их сносит.
«СП»: Как навести порядок в ситуации, когда между пятью странами ЕАЭС границы открыты полностью. А с такими странами, как Таждикистан, который не входит в ЕАЭС, есть соглашение о безвизовом режиме и возможности находиться в России безо всякой регистрации 10 суток?
— Наверное, с учетом СВО и западной террористической агрессии, дружественные нам страны не должны обидеться, если мы предложим пересмотреть некоторые из этих соглашений. Кстати, спецслужбы Таджикистана тоже не в восторге от того, что их граждане постоянно и бесконтрольно бегают туда-сюда. Потому что в Таджикистан через Россию тоже привозят много всего опасного.
И нужно решить вопрос с коррупцией при обнаружении незарегистрированных иностранных граждан, чтобы они или их наниматели не могли откупиться.
Но только усилиями спецслужб проблему не решить — нужна корректировка международных соглашений, российского законодательства, контроль за исполнением законов и подзаконных актов на всех уровнях.
«СП»: Вы являетесь руководителем частного охранного холдинга. Мы видим, что в «Крокусе» частная охрана не справилась с защитой объекта и людей. А охранники вашего холдинга справились бы?
— Я не могу критиковать охрану «Крокуса», потому что не видел, какие договоры у них заключены.
В отношении своих компаний (их много, там 5,5 тысячи человек работают) могу сказать: я очень часто оказываюсь от очень выходных предложений. Мне говорят: «Возьмите объект». Я отвечаю: «Хорошо, возьму, но его требуется доукомлектовать такими-то техническими средствами, провести зонирование, и так далее». Отвечают, что всего этого не надо. Тогда я этот объект не беру, потому что без всего необходимого для безопасности будет уже не охрана, а профанация.
Мы, как профессионалы, требуем, чтобы были созданы условия для надежной охраны, а не просто нам деньги платили. И опять же — о деньгах. Профессионалам нужно и платить, как профессионалам, а не три копейки, как платят тем, кто сидит вместо манекена.
«СП»: Депутат Госдумы Хинштейн предложил разрешить выдавать сотрудникам частных охранных компаний боевое оружие, как вы к этому относитесь?
— Во-первых оружие есть и сейчас, закон это позволяет, у меня восемь оружейных комнат. А то, что его не дают огульно всем ЧОПам подряд — правильно. Если всем раздать стволы — мы получим Чикаго. За стволами начнется охота: охранников будут убивать, чтобы завладеть стволом.
Сама охрана должна понимать, какое оружие на какой объект можно брать. К примеру, автоматы и любое нарезное оружие категорически нельзя брать в места массового скопления людей, потому что пуля, которая не попала в преступника, на излете убьёт мирного человека.
Естественно, что охранники, которым доверяют оружие, должны иметь особую квалификацию и соответствующую ей зарплату, которая обеспечивается теми, кто нанимает охрану. А многие наниматели проводят тендер: какая компания попросит меньше денег — с той и заключают договор.
Возвращаясь к оружию: бывают случаи, когда владельцы объекта просят, чтобы наша охрана была вооружена, но мы сами, как профессионалы, говорим: здесь этого не нужно. Здесь достаточно того, что охранник физически силен и владеет единоборствами.
И когда клиент прислушивается к рекомендациям — с охраной всё нормально. Но это — целая наука.