Ситуация на фронте для ВСУ складывается так плохо, что Генштаб и Минобороны стараются всячески затянуть демобилизацию солдат, воюющих с 2022 года. Российская армия с начала года сохраняет инициативу на всей линии фронта, подчеркивает американский Институт изучения войны (ISW). Передовые украинские подразделения так измотаны и истощены, что линия обороны близка к обрушению.
У ВСУ почти кончились противоракеты для натовских систем ПВО. The Washington Post пишет, что министр иностранных дел Дмитрий Кулеба сейчас вовсю выбивает в западных столицах 7 комплексов Patriot.
Кулеба недавно подчеркнул, что Украина особенно нуждается именно в системах Patriot для защиты от российских баллистических ракет, таких как «Кинжал». Украинские системы ПВО советских времен неспособны перехватить эти ракеты.
Кулеба, правда, уже делит с Владимиром Зеленским шкуру неубитого медведя. И обещает, что одну из Patriot ВСУ разместит как можно ближе к линии фронта. Это нужно, чтобы бомбардировщики Су-34, запускающие планирующие авиабомбы, могли потенциально попасть в зону поражения ракет MIM-104C PAC-2 (она составляет 80 км).
Однако тогда и сами комплексы Patriot становятся легко уязвимы для российских контрбатарейных ударов. В марте-апреле на передовой уже были уничтожены как минимум 6 украинских пусковых установок ПВО: С-300, NASAMS и Patriot, которые ВСУ необдуманно выдвинули к переднему краю.
— Крайне разреженное и непоследовательное покрытие ПВО вдоль фронта способствовало усилению Россией управляемых и неуправляемых бомбовых ударов, — пишут в аналитической записке эксперты ISW. — Российские войска использовали такие авиаудары для тактического эффекта при захвате Авдеевки. И, по-видимому, снова используют во время своих текущих наступательных операций возле Часова Яра.
The Washington Post подчеркивает, что российская ракетная тактика заставляет ВСУ идти на крайне непопулярные решения. Приходится выбирать между обеспечением ПВО крупных населенных пунктов в тылу и районов активных боевых действий.
Россия использует «дырявый противовоздушный зонтик» Украины в попытке окончательно разрушить военно-промышленную инфраструктуру.
Пока фронтовая авиация наносит удары по прифронтовым позициям для достижения медленных, но устойчивых успехов (Минобороны сообщило, что только за эту неделю уничтожены 5 пусковых установок ЗРК С-125, С-300 и SAMP/T, а также 2 РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей П-18).
При этом с начала апреля, как сообщает Минобороны России, нанесено 87 высокоточных ударов (86 групповых и 1 массированный) по украинским военным и энергетическим объектам. Они стали ответом на попытки ВСУ нанести ущерб российской нефтянке, подчеркивает Минобороны в своих недельных сводках. Подтвердил это и президент Владимир Путин.
На встрече с Александром Лукашенко 11 апреля Путин подчеркнул, что высокоточные удары направлены на «демилитаризацию» Украины. Эксперты ISW оценивают путинское заявление так: уничтожение энергетики позволит обесточить украинский ВПК.
Российское командование надеется помешать развитию оборонной промышленности Украины до уровня, близкого к самообеспечению в долгосрочной перспективе. Ведь сильная оборонка могла бы снизить зависимость Украины от западных поставок оружия.
При этом Российская армия расширяет спектр вооружений для высокоточных ударов. Издание Army Recognition (Бельгия) пишет, что некоторые удары по энергообъектам (в частности, по Трипольской ТЭС, южнее Киева) были нанесены новой дозвуковой крылатой ракетой класса «воздух-земля», получившей кодовое обозначение X-69.
О производстве новой ракеты стало известно еще осенью прошлого года, однако она использовалась лишь в единичных случаях. Сейчас же новейшая ракета может стать массовой.
Х-69 — улучшенная версия крылатых ракет Х-59, которые российские войска часто использовали в групповых ударах по ВСУ в последние недели. Если у новейшей модификации Х-59МК2 дальность запуска составляет 200 км (оценочная до 300 км), то Х-69 могут запускаться по украинским целям с расстояния в 400 км.
Такие ракеты могут запускать ракеты с более многочисленных тактических самолетов Су-34 и Су-35, а не исключительно со стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и МиГ-31К.
Во время удара по Трипольской ТЭС сами украинцы подтвердили, что их система ПВО не смогла перехватить ни одну из шести запущенных ракет «Кинжал». Про ракеты Х-69 украинцы вообще помалкивают.
Новая ракета использует протокол наведения, аналогичный X-101 для защиты от помех и инерциальной поддержкой. Несмотря на дозвуковую скорость и меньшую боеголовку по сравнению с «Кинжалом», X-59 еще более грозное оружие, пишут западные эксперты. Однако по-настоящему революционной стала возможность новой ракеты летать на сверхмалой высоте всего в 20 метров, превосходя даже Х-101.
— Дальности полета этой ракеты в 400 км достаточно для поражения значительного числа объектов в пределах границ Украины, — пишет главный редактор специализированного издания Bulgarian Military Бойко Николов. — Это достигается развертыванием тактической авиации, которой удается сохранять дистанцию примерно в 50−70 км от границы или линии фронта.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».