В ночь на пятницу, 3 мая, англоязычный ресурс
Для Пентагона такая новость стала полной неожиданностью, и ее прокомментировал лично глава военного ведомства США Ллойд Остин, но — лишь спустя несколько часов, в 7.00 мск.
— В фокусе моего внимания всегда находятся безопасность и защита наших сил, — заявил проснувшийся Остин. — США следят за ситуацией в Нигере касательно американской базы. На данный момент я не вижу серьезной проблемы…
Остин прав, проблемы действительно нет. Краткая предыстория. В конце июля минувшего года в Нигере произошла революция, завершившаяся свержением марионеточного режима, контролировавшегося Парижем. Победившим повстанцам помогала, в частности, тогда еще не расформированная «ЧВК Вагнер».
А на данный момент, по приглашению теперь уже законной власти Нигера, службу в республике несут бойцы российского Африканского корпуса, которым руководит Герой России, замминистра обороны РФ Юнус-Бек Евкуров.
Французские и все прочие иностранные военные, кроме «музыкантов» и американцев, покинули Нигер вскоре после революции. А текущей весной руководство республики сделало предложение и тем, и другим: американцам — вернуться в США, а Африканскому корпусу — увеличить свой контингент в Нигере.
Разговор на эту тему между председателем Национального совета по защите Родины Республики Нигер Абдурахманом Чиани и Владимиром Путиным состоялся в марте. А в апреле Пентагон пообещал, что уйдет из Нигера, но не пошевелился.
События в ночь на 3 мая «Свободной Прессе» описал представитель Африканского корпуса в Москве.
На военном аэродромном комплексе, точное место которого не называется, поскольку этот объект в перспективе перейдет под контроль России, по договору со старой властью Нигера стояло одно из самых боеспособных американских подразделений в Африке — не наемники, а десантура из регулярных войск 101-й ВДД.
Все подходы к базе либо охранялись блок-постами и дозорами, либо были заминированы.
Один из подходов саперы Африканского корпуса разминировали. Предварительно информацию о базе собрали разведчики из числа коренных жителей, которые проходили обучение в нигерских группах Рязанского и Новосибирского высших военных училищ.
По разминированному проходу группа «музыкантов» численностью от 60 до 90 человек выдвинулась на территорию базы, где незаметно заняла один из ангаров с транспортом и взяла под контроль несколько оружейных пирамид.
Ни один десантник США при этом не пострадал. Командир российского подразделения сам сообщил американским коллегам о нашем присутствии на базе после того, как «музыканты» на ней достаточно комфортно расположились.
По информации представителя Африканского корпуса в Москве, на данной момент представители двух недружественных армий мирно сосуществуют на одной и той же базе.
Политическую оценку переменам, которые происходят на африканском континенте, для «Свободной Прессы» дал доктор исторических наук, политолог Вячеслав Тетёкин.
«СП»: Вячеслав Николаевич, может ли «совместное проживание» бойцов из де-факто враждующих армий привести к боестолкновениям?
— Я так не думаю. Руководство Нигера официально предоставило этот аэродром под нашу военную базу. (До последнего времени военно-транспортные борты из России прибывали в международный аэропорт Диори Хамани, который обслуживает столицу республики — Ниамей, и это было не очень удобно для гражданских пассажиров — «СП»). Я думаю, судя по тому, что бойцы Африканского корпуса вошли именно в полночь на 3 мая, с этого дня они и должны были, по соглашению между странами, начать свою миссию на базе.
Соответственно, американцы должны были заблаговременно покинуть аэродром. Обижаться им не на что. А наш контингент сформирован из очень опытных бойцов, как российских, так и нигерских. Они не будут участвовать в провокациях.
Но я бы хотел от этого частного случая перейти к тому, что происходит на африканском континенте в целом. Дело не в том, что с одной из военных баз будет убран американский флаг и его заменит наш триколор. Изменения носят тектонический характер.
После того, как блок НАТО осуществил агрессию против России через Украину, многие страны Африки задумались о своей судьбе. Продвинутый политический и военный класс этих государств понял, что НАТО — никакой не гарант мира, а очень опасный провокатор. А какие бедствия могут грозить целым народам от «работы» поставленных Западом марионеточных правительств — стало видно опять же на примере Украины.
«СП»: И народы африканских стран стали свергать марионеточных правителей. Москва помогает им в этом?
— Нет. Мы приходим на помощь по официальной просьбе правительств, которые признаны народом.
Пояс бывших французских колоний (Нигер, Чад, Мали, Буркина-Фасо, Сенегал) давно копил недовольство тем, что Париж продолжает держать их под полным контролем. Запад выкачивал из этих стран ресурсы, а по уровню жизни они оставались худшими в мире. Продолжался колониальный грабеж.
Страны-франкофоны, в отличие от Анголы и других государств, которые сражались за свободу от колониалистов с оружием в руках в прошлом веке, формально получили независимость даром. Подписали декларацию, спустили один флаг, подняли другой. То есть перескочили через одну ступеньку исторического процесса. Но в итоге свобода оказалось только видимостью.
Поэтому военные бывших французских колоний решили, что без этапа вооруженной борьбы все равно обойтись не получится. Но поскольку они организованы лучше, чем сопротивление юга Африки в прошлом веке, то обошлись без большого кровопролития.
«СП»: Июльско-августовская революция в Нигере очень похожа на революцию большевиков в октябре 1917 года. На складах был хлеб, а люди голодали (в Нигере — в буквальном смысле). Военные поднялись и раздали хлеб даром, после чего народ пошел за ними. Почему Запад проявил такую недальновидность и допустил голод?
— Потому что французам в тот момент было не до Африки, они об Украине думали. Проморгали. Пока Макрон воевал за нацистский режим в Киеве, в саванной зоне Африки возник пояс из стран, где располагается наш Африканский корпус.
И мы там появляемся не вследствие каких-то интриг, а в результате конкретных предложений от национально-ориентированных элит и правительств этих стран.