Украинская артиллерия в Харьковской области сталкивается с самой большей угрозой, чем когда-либо, со стороны российских дронов-камикадзе «Ланцет». Про это говорят в интервью Reuters украинские артиллеристы.
— Прилетает один, затем второй, через 10 минут прилетает третий, — рассказывает украинский военный, 21-летний командир артиллерийской батареи 42-й отдельной мехбригады ВСУ. Она была ранее развернута под Часов Яром, но еще накануне Дня Победы стало известно, что из-за огромных потерь бригаду эвакуируют. Однако вместо эвакуации она оказалась снова на передовой, теперь под Волчанском.
«Ланцет» — уже больше года, со времен битвы за Артемовск/Бахмут, одна из самых мощных угроз для украинской артиллерии и бронетехники, пишет Reuters. Однако экипаж самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика», с которым беседовали журналисты Reuters, говорит: они никогда не видели ничего похожего на количество «Ланцетов», барражирующих сейчас в небе Харьковской области.
Сэмюэл Бендетт, старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности, рассказал в интервью Reuters, что в последнее время он отслеживает все больше упоминаний об ударах БЛА «Ланцет» в украинских и российских соцсетях.
— Успешные атаки FPV-дронов против танков зависят от опыта пилотов. Для уничтожения танка требуется много факторов, и только лучшие и опытнейшие русские операторы могут маневрировать своими беспилотниками точно в нужном месте для нанесения фатального удара, — говорит Бендетт.
Причем ударные беспилотники типа «Ланцет» успешно работают вместе с разведывательными дронами самолетного типа («Элерон» или «Орлан»), которые отслеживают украинские цели. Экипаж «Гвоздики» рассказал Reuters, что сейчас нет ни одного момента, когда «Ланцеты» присутствуют в небе без сопутствующих разведывательных дронов.
— В любой момент в воздухе может быть от одного до пяти беспилотников, — рассказывает солдат ВСУ, имея в виду только воздушное пространство прямо над своей гаубичной батареей. По другую линию фронта количество российских дронов намного выше. Украинский артиллерист рассказал Reuters, что «Ланцеты» теперь пикируют на предельной скорости с высоты нескольких сотен метров на свои цели. Такая тактика ударов почти полностью исключает борьбы с дронами с помощью традиционных средств ПВО сверхмалой дальности.
В тот день по дороге из-под Волчанска корреспонденты Reuters увидели яркое напоминание о разрушительной способности русского «Ланцета»: в стороне от дороги был обгоревший остов украинского танка, в который всего за день до этого был подбит дроном. Вокруг взорванного танка повсюду были разбросаны боеприпасы.
— FPV-беспилотники обеспечивают возможность действовать вне зоны прямой видимости. Это позволяет оператору следовать за танками до их скрытых плацдармов или пунктов отправления и наносить по ним удары 24/7, — говорит Федерико Борсари, научный сотрудник вашингтонского Центра анализа европейской политики (CEPA). — Такие дроны также могут преследовать движущиеся украинские танки и поражать их в наиболее уязвимые точки, особенно в задний выхлоп двигателя.
Reuters пишет, что многие украинские солдаты (особенно недавно мобилизованные) пребывают в постоянном стрессе. В напряженной атмосфере их пугает даже звук шмелей и шершней: его можно принять за звук больших разведывательных дронов, у некоторых из которых бензиновые двигатели.
И Россия, и Украина объявили беспилотники приоритетом своих военных технологий, пишет Reuters, однако российская оборонка намного мощнее. Она позволяет производить в огромных объемах более крупные ударные беспилотники, такие как «Ланцет». Для украинцев остается лишь пропаганда: несмотря на постоянную угрозу со стороны беспилотников, артиллеристы ВСУ заявляют, будто бы им все еще удается вести прицельный огонь по атакующим российским силам.
Артиллерист рассказал Reuters, будто бы пять гаубиц в его батарее произвели около 1 тысячи выстрелов по российским силам с начала наступления на севере Харьковской области.
Журналисты отмечают, что дерзкие заявления украинского военного полностью противоречат данным о дефиците снарядов, которые приводит командование ВСУ. А также другие украинские военные, которые сражаются на восточном театре военных действий.
Украинский артиллерист с позывным Лев, 39-летний старший сержант батареи 42-й мехбригады, говорит, что в Часовом Яре, откуда бригада была недавно переброшена, был постоянный дефицит артиллерийских снарядов.
Лев признался Reuters, что и в Часовом Яре, и в Волчанске применение артиллерии крайне ограниченно. Это связано с тем, что Российская армия использует в основном небольшие группы пехоты численностью от 5 до 20 человек с минимумом бронетехники. Такие подразделения очень мобильные, их сложно накрыть артиллерийским огнем, пишет Reuters.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».