Россия не обязана обозначать регионы поставок дальнобойного вооружения третьим странам в ответ на действия Запада на Украине, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью журналисту Павлу Зарубину.
Ране на встрече с представителями мировых информационных агентств на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Путин рассказал о том, что Москва может поставить свое вооружение в регионы мира, из которых будут наноситься удары по объектам стран, поставляющих Украине оружие.
«Если кто-то считает возможным поставлять такое оружие в зону боевых действий для нанесения ударов по нашей территории и создания проблем для нас, то почему у нас нет права поставлять наше оружие такого же класса в те регионы мира, где будут наноситься удары по чувствительным объектам тех стран, которые делают это в отношении России?» — задался вопросом российский президент, подчеркнув, что такой ответ «может быть асимметричным».
При этом, какие регионы он имеет в виду, Путин не уточнил. Не внес ясности и Песков. «Мы не обязаны обозначать регионы, куда поставим дальнобойное оружие… Это заявление четкое, недвусмысленное, легко считываемое всеми. И оно было считано. И судя по тому, как оно широко разошлось уже в мировых СМИ, в главных информационных сетях, очевидно, что сейчас его пристально изучают», — сказал Песков.
И все же, о каких регионах может идти речь? Куба и Венесуэла, в акватории которых Россия готовится начать военные учения, которые уже напугали Запад? Может, Иран или Северная Корея? Или Йемен? Или поставить оружие повстанцам, которые по всему миру ведут борьбу с западными колонизаторами? Вариантов много, но не приведет ли это к новому Карибскому кризису и неадекватной реакции Запада?
— Поставки возможны, весь вопрос — в каких объемах. И, опять же, у Запада в настоящее время нет болевых точек, подобных Украине для России, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Если заявление делает первое лицо государства, оно по определению не может не быть услышано. А вот какие ответные меры будут предприниматься, кем и где — это пока вопрос.
«СП»: О каких регионах все же идет речь?
— Латинская Америка. Африка, в качестве большого привета Макрону. Россия уже направила военные корабли на учения в Карибское море, так что процесс пошел. В принципе, это вполне симметричный ответ на то, что Запад делает на Украине и скорее напоминает очередную попытку заставить договариваться по-хорошему.
«СП»: А сами эти страны согласятся? Даниэль Ортега в прошлом году подписал указ, разрешающий строительство российских военных баз и размещение ракет на территории своей страны. Остальные вроде такого желания не высказывали.
— Соседи США вряд ли захотят повторять путь Украины. Но страны типа Никарагуа, Кубы и Венесуэлы вполне могут попробовать сыграть в эту игру в силу жёсткой антиамериканской настроенности их режимов.
«СП»: Как, по-вашему, Запад будет реагировать? Охладит пыл или напротив — усилит эскалацию?
— Похоже, что Запад считает Россию заведомо более слабым игроком с ограниченными возможностями. Поэтому на охлаждение пыла я бы особо не рассчитывал.
«СП»: То есть будет Карибский кризис 2.0. Ультиматумы, угрозы ядерным апокалипсисом и т. д? Стоит ли нам все это провоцировать?
— Сами по себе учения в Карибском море — ещё не Карибский кризис. Поставки конвенционального оружия тоже таковым не являются. Так что пока накал ещё не достиг того уровня.
«СП»: А дойдет ли до поставок неконвенциального оружия? Или на это Москва уже точно не решится?
— Думаю, что до этого не дойдет, да, собственно, никто и не захочет размещать у себя российские ядерные ракеты…
— Слова Путина — это не угроза и не декларация намерения, — убежден руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— Это напоминание о том, какие возможности есть у России. Вдруг кто-то забыл, что продукция оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России на самом высоком счету в мире, а СВО сделала эту продукцию еще более востребованной.
«СП»: О каких регионах может идти речь? Первое, что приходит на ум — Латинская Америка. Тут все ясно. А как насчет Азии и Африки? КНДР? Иран, регион Сахеля? Йемен тот же? К слову, давно пора отменить позорное оружейное эмбарго против дружественных стран…
— Все названные регионы мира вполне могут оказаться в числе добросовестных заказчиков, а впоследствии, и покупателей продукции российского ОПК. Я бы добавил к этому списку ещё афганских талибов*.
И, действительно, стоит всерьез задуматься, насколько взятые Россией международные обязательства соответствуют национальным интересам нашей страны.
«СП»: А как насчет помочь оружием различным повстанческим группировкам в горячих точках, где присутствуют американцы? Судан, Сомали, Ирак?
— Разжигание новых войн противоречит заявленным и продемонстрированным неоднократно принципам российской внешней политики. Россия — за мир и против вмешательства третьих стран во внутренние дела.
«СП»: А может, стоит помочь картелям в Мексике и Колумбии? Наверное, американцам не понравится, если у них появятся беспилотники и средства РЭБ?
— Уверен, что Москва не пойдет и на союз с криминальным интернационалом, тем более с наркобизнесом, какие бы деньги за этим не маячили.
«СП»: Добьемся мы этим сговорчивости Запада? Не приведет все это к новому Карибскому кризису?
— «Новый Карибский кризис» уже случился. В Европе идет война альянса стран-членов НАТО с одним единственным государством — Россией. И результатом этой войны станет «новая Ялта» (или Хельсинки), где будет закреплен новый миропорядок.
* «Талибан» решением Верховного суда РФ