5 июня в Берлине стартовала экспозиция Международной аэрокосмической выставки «ILA-2024», в ходе которой порядка пятисот оборонных компаний продемонстрировали свои разработки и технологии в сфере военной и гражданской авиакосмической техники.
По версии немецкого издания «Bild» в качестве вызвавших наибольший интерес у участников и гостей выставки позиционируются: прототип (по версии СМИ) гиперзвуковой противоракеты HYDEF, патрульный противолодочный самолет ВВС США P-8 «Poseidon», многофункциональная крылатая ракета RCM2 и медицинский беспилотный летательный аппарат «Anvilusthe Grille».
Живой интерес публики вызвала и воздушная демонстрация летных возможностей (в первую очередь, маневренности) американского истребителя F-35A.
Очевидно, что Военно-промышленный комплекс перманентно дряхлеющего «гегемона» в лице корпорации «Lockheed Martin» решил всерьез взяться за уже назначенных Вашингтоном потенциальных покупателей своего малозаметного многофункционального истребителя пятого поколения из Европейского союза.
В конце мая на проходившей в Бухаресте девятой по счету «BSDA-2024» (Международная аэрокосмическая и оборонная выставка и конференция по Черному морю) американский «супер-истребитель» впервые предстал в качестве экспоната европейского выставочного форума.
Спустя две недели уже в Берлине F-35A ежедневно демонстрирует свои «суперспособности» в воздухе.
Мы далеки от конспирологических теорий, однако, такая навязчивость «Lockheed Martin» вполне может быть вызвана сделанным во время церемонии открытия «ILA -2024» Олафом Шольцем заявления о намерении Германии приобрести двадцать истребителей четвертого поколения Eurofighter Typhoon, разработанного европейским консорциумом, включающим «Airbus» (Германия, Испания), «BAE Systems» (Великобритания) и «Leonardo» (Италия).
Хотя еще в марте Берлин был готов купить как минимум десять F-35. Но финансовое положение современного «локомотива Евросоюза» весьма далеко от идеала, а за тактический истребитель пятого поколения «властелин глобуса» желает получить от своих европейских союзников-вассалов ни много, ни мало, а €285 млн ($300 млн) за единицу.
Еще один экспонат — морской патрульный противолодочный самолет P-8 Poseidon от компании «Boeing Defense» (Арлингтон, штат Вирджиния), специализирующейся на «защите, космосе и безопасности». Представленный на «ILA -2024» «Посейдон» оснащен модернизированной радиолокационной станцией APY-10, а в арсенал его вооружения включены противокорабельные AGM-84 «Harpoon» и торпеды для поражения подводных целей.
В интересах Военно-морских сил США на базе пассажирского Boeing 737−800 создана обновленная версия патрульного противолодочного самолета — P-8A Poseidon, получившая систему радиотехнической разведки AN/APY-10 и бортовую радиолокационную станцию AN/APS-137D (V)5. Самолеты данной модификации отличаются богатым арсеналом вооружения: гидроакустические буи для обнаружения подводных лодок на больших глубинах, торпеды Mark 54, глубинные и свободнопадающие бомбы (во внутреннем отсеке), противокорабельные AGM-84 «Harpoon» и ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder (на внешних точках подвески).
А теперь об экспонате, претендующем на сенсацию. Гиперзвуковая ракета-перехватчик HYDEF. Здесь необходимо сразу оговориться — на экспозиции «ILA-2024» в Берлине немецкая оборонная компания «Diehl Defence» представила лишь модель (!) гиперзвуковой ракеты. В октябре прошлого года консорциум из тринадцати компаний запустил программу HYDEF по разработке средств противодействия гиперзвуковому оружию. В первую очередь российскому, разумеется.
В настоящее время профинансирован (€100 млн или $106,3 млн) лишь контракт на первоначальные исследования в области систем, способных перехватывать ракеты, летающие на гиперзвуковых скоростях.
Противостоять российским «Кинжалам», «Цирконам» и даже планирующим блокам «Авангарда» планируется посредством объединения в единую сеть зенитных ракетных комплексов, которые когда-нибудь развернут на базе существующей системы управления противоракетной обороны НАТО в Европе, и различных датчиков, в том числе и космического базирования.
То есть, представленную «Bild» информацию о способности будущей «гиперзвуковой ракеты-перехватчика» под условным индексом «HYDEF» перехватывать высокоманевренные гиперзвуковые КР и блоки БР, летающие на скоростях до 20 М (24480 км/ч или 6,8 км/с), следует расценивать не иначе, как попытку выдать желаемое за действительное.
Беспилотник «Grille», разработанный компанией «Avilus» в интересах Бундесвера, стал одной из премьер «ILA-2024». Это — солидных размеров мультикоптер с прицепным мобильным операционным центром, взлетная масса 695 килограммов.
240-киловаттный электрический двигатель обеспечивает «Anvilusthe Grille» полет на высотах до 2100 метров на дальность более пятидесяти километров, развивая при этом скорость до 86 км/ч. БПЛА способен нести полезную нагрузку массой 135 килограммов, что позволяет ему активно участвовать в эвакуации раненных с поля боя.
Развивая тему беспилотных летательных аппаратов, представленных на «ILA -2024», отдельного упоминания заслуживает появление модернизированного с учетом боевых действий на украинском ТВД разведывательного БПЛА LUNA NG.
Беспилотник, имеющий пластиковый фюзеляж, армированный углеводородным волокном, отличается высокой дальностью передачи данных (150 км), продолжительностью полета и неплохой грузоподъемностью (30 кг).
Делегация компании «Donaustahl GmbH» (Германия) продемонстрировала FPV-дрон-камикадзе MAUS, использующий в качестве боевой части боеприпасы от противотанковых гранатометов, что тоже вполне согласуется с опытом российско-украинского конфликта.
В ракетном кластере выставки наибольший фурор произвела премьера крылатой ракеты RCM2. Эта ракета, дальность поражения которой составляет порядка 500 километров, разработана немецким отделением компании «MBDA» и по конфигурации и тактико-техническим характеристикам аналогична КР «TAURUS».
Однако в отличие от последней многофункциональна и может применяться даже в качестве барражирующего боеприпаса. Производится в трех модификациях: с датчиками сбора разведданных, с модулем радиоэлектронной борьбы и с обычной боевой частью осколочно-фугасного типа.
Примечательно, что в версии барражирующего боеприпаса ракета RSM2 в режиме интерактивного наведения и управляемая оператором может действовать как один из элементов так называемого беспилотного «роя».