В акватории Черного моря противодействовать украинским безэкипажным катерам будут FPV-дроны, запускаемые с вертолетов. Новую военно-морскую тактику подробно разобрали в американском издании The WarZone.
Использование вертолета в качестве платформы для запуска FPV-дронов имеет особое значение. При этом можно значительно расширить радиус действия беспилотников, доставляя их намного дальше с помощью носителя. Как правило, FPV-дроны имеют максимальную дальность действия около 15 км, но в оперативном плане обычно она намного меньше. Ведь им требуется постоянная связь в прямой видимости со своими диспетчерами.
Однако их дальность действия можно увеличить, избегая местности, которая может мешать приему управляющего сигнала. Поднятые антенны и ретрансляторы, установленные на воздушных шарах или размещенные на беспилотных или пилотируемых летательных аппаратах (те же вертолеты), могут значительно расширить возможности FPV-дронов, пишут американские эксперты Тайлер Роговей и Говард Альтман.
Впервые о массовом применении российской армией таких ретрансляторов стало известно в марте 2024 года. Тогда было обнародовано видео беспилотника «Пчелка» вертикального взлета и посадки, который действует как материнский корабль: он доставляет более мелкие FPV-дроны и одновременно выступают как узел ретрансляции воздушной линии передачи данных.
Это позволило обойти основные технологические ограничения при применении FPV-дронов. «Пчелка» позволяет проводить FPV-атаки в глубине вражеской территории, потенциально на десятки километров за линией фронта, где в настоящее время они не проводятся.
Тем не менее у этой концепции есть недостатки. Она не решает проблемы украинской РЭБ, из-за которых управление FPV-дронами становится всё более сложной задачей. Большой дрон-носитель также будет гораздо более уязвим для средств ПВО.
Кроме того, выступая в качестве ретранслятора, он будет излучать более мощные сигналы, которые можно легче обнаружить и определить местоположение источника. Если же ретранслятор сбит, другие FPV-дроны становятся бесполезными.
С другой стороны, материнский дрон также может выполнять роль наблюдателя, обнаруживая цели для FPV-беспилотников. А среди них могут быть средства РЭБ и ПВО. Кроме того, FPV-дроны, как правило, недорогие. А тот факт, что с участием ретранслятора они могут помочь при нанесении множественных ударов по тыловым районам ВСУ, делает стоимость их потери еще более приемлемой.
В случае с военными действиями на море FPV-ретрансляторы так же важны, как на суше, пишет The WarZone. Вертолет играет ту же роль, что и «Пчелка»: это одновременно и система загоризонтной доставки, и узел управления. Работа над водой и наличие контроллера высоко над поверхностью в вертолете означает, что из этих дронов можно выжать абсолютную максимальную дальность и оперативную гибкость.
FPV-дроны способны охотиться на беспилотные катера, которые широко используют украинские террористические формирования. Они и ранее использовались для атак на надводные дроны, однако теперь радиус действия такой противолодочной борьбы намного расширяется.
Запуск FPV-дронов с вертолетов позволит российской армии контролировать намного большую акваторию Черного моря. Возможность нанести превентивный удар по украинским морским беспилотникам до того, как они приблизятся к порту или кораблям, гораздо предпочтительнее, чем полагаться на оружие ближнего боя с судна или береговые средства обороны, заграждения и другие препятствия в порту, подчеркивает The WarZone.
Уже в мае, судя по видео, российская армия начала использовать FPV-дроны для атак на украинские безэкипажные катера Magura V. Это был вынужден признать даже глава украинского ГУР. В интервью The WarZone генерал подтвердил, что Украина уже потеряла несколько безэкипажных катеров из-за точнейших атак российских FPV-дронов. Правда, он не стал уточнять, сколько именно БПЛА было потеряно таким образом.
Однако запуск и управление российскими дронами с вертолетов наверняка расстроит руководство ВСУ и ГУР еще сильнее. Российские вертолеты уже хорошо зарекомендовали себя в защите Черного моря от украинских диверсионных катеров. Они используются для обнаружения и поражения барражирующих катеров ВСУ вблизи портов и иной инфраструктуры. В мае Министерство обороны России опубликовало видео: Ка-52 атакует украинский беспилотник, который пытается активно маневрировать — но его это не спасло.
The WarZone называет противостояние дронов в Черном море «асимметричной войной». ВСУ изначально использовали беспилотники для атак на Черноморский флот. Теперь же Российская армия превращает FPV-дроны в такое же грозное оружие для Чёрного моря, как и на наземном театре военных действий.
А изобретенный российскими военными запуск FPV-дронов и управление ими с вертолёта, вероятно, быстро распространится далеко за пределы СВО.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».