Мировое экспертное сообщество пребывает в тревожном недоумении, граничащим с легким обмороком, — аналитики перманентно дряхлеющего «гегемона» признали неспособность (о, ужас!) американского 5,56-миллиметрового боеприпаса поражать бронежилеты российского и китайского производства.
Тогда как новейшее российское стрелковое вооружение не испытывает аналогичных проблем, выступая успешным «оппонентом» средств индивидуальной бронезащиты, используемых армией США.
Оставим за скобками неподдельное удивление, вызванное предположениями о местах столь тесного «знакомства» бронежилетов с клеймом «Made in the USA» с «новейшими образцами российского стрелкового вооружения» — поскольку это тот самый украинский ТВД, свое присутствие на котором Пентагон столь категорично и яростно отрицает.
Кроме того, не совсем ясно, какие изделия отечественной «оборонки» заокеанские специалисты причисляют к категории новейших. Тем не менее, гордость за российских оружейников, что называется, переполняет.
В конференц-зале военной научно-исследовательской и производственной организации более известной как «Арсенал Пикатинни» (округ Моррис, штат Нью-Джерси) организована импровизированная демонстрация двух новых видов американского стрелкового оружия: штатной армейской винтовки XM7, призванной стать полноценной заменой автоматического карабина M4, и ручного пулемета SIG XM250. Что объединяет эти два образца? Новый боеприпас калибром 6,8 миллиметра.
Здесь необходимо напомнить, что последнее столь эпохальное событие для армии любого государства, каковым является выпуск нового штатного стрелкового оружия, выразившееся в переходе с M14 на M16, датируется 1967 годом. И особенно для армии США, численность которой по состоянию на 2022 год составляла почти 1,4 миллиона человек. Это, заметим, на несколько порядков сложнее, чем перевооружить, к примеру, 6400 «горячих эстонских парней».
И даже перевооружение всего лишь ста тысяч американских военнослужащих новой винтовкой (а именно таковы актуальные планы Пентагона) следует рассматривать, как достаточно радикальное переоснащение.
В настоящее время тестированием XM7 занимается личный состав 101-й воздушно-десантной дивизии (Форт-Кэмпбелл, штат Кентукки). И основное внимание в этих испытаниях нацелено на использование патрона нового калибра.
Неудачный опыт локальных военных конфликтов последних лет с участием армии «гегемона» показал низкую боевую эффективность 5,56-миллиметровой пули при попадании в противника, защищенного бронежилетом.
Давая в 2017 году показания Сенатской комиссии ныне отставной генерал-лейтенант Мик Беднарек отмечал: «При столкновении с противником, использующим бронежилеты второго и третьего уровня защиты наши атаки теряют смертоносность. А это именно тот фактор, благодаря которому наши пехотные подразделения ранее обеспечивали себе полное доминирование на поле боя. Причем независимо от дальности стрельбы».
Его поддержал присутствовавший на том же слушании генерал-майор Роберт Скейлс, открыто заявивший, что «5,56-миллиметровая пуля не в состоянии пробить российские бронежилеты нового образца, существенно уступая при этом российским же боеприпасам в дальности поражения».
Спустя неделю на данную тему высказался и будущий Председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли, признавший, что «патрон калибра 5,56 мм не способен пробить большинство используемых нашими главными противниками бронежилетов».
Однако, устойчивость бронежилета к поражению из стрелкового оружия — лишь один из компонентов проблемы выяснения оптимального калибра пули в разрезе уровня ее смертоносности. Использование автоматическим карабином M4 боеприпасов калибра 6,8 мм очень серьезно снижает показатель дальнобойности этого оружия, ограничивая дальность максимально эффективного поражения цели 300−400 метрами.
По мнению военного обозревателя и эксперта по Сухопутным войскам армии США Николаса Драммонда «5,56-миллиметровый боеприпас вышел на предел своих возможностей в плане выведения из строя живой силы противника».
«Более того, этот патрон всегда вызывал ожесточенные споры в среде специалистов. Афганский опыт показал, что такая пуля не всегда пробивала даже лобовое стекло обычного (не бронированного) автомобиля», — рассказал эксперт. Таким образом способность того или иного боеприпаса пробивать тот или иной бронежилет — лишь один из аспектов, учитываемый командованием любой армии при вооружении своих войсковых формирований. Кроме того, нельзя во главу угла ставить собственно бронежилет. В любом боестолкновении присутствует еще несколько типов целей, уязвимых перед стрелковым оружием.
А потому обратимся к боеприпасам, которые предлагаются взамен столь неэффективных, как оказалось, патронов калибра 5,56 миллиметра. Новое оружие, стреляющее более мощными, обладающими большей начальной скоростью полета и, как следствие, большей поражающей способностью, пулями, безусловно, станет более эффективным на больших дистанциях. Однако, за этот плюс придется заплатить несколькими, достаточно весомыми минусами.
Во-первых, чем больше дистанция выстрела, тем меньше вероятность поражения объекта, защищенного бронежилетом. Во-вторых, XM7 существенно тяжелее M4, что негативно скажется на мобильности подразделений, вооруженных этим типом автоматической винтовки.
В-третьих, более мощный пороховой заряд нового патрона увеличивает силу отдачи, что резко снижает точность стрельбы. Особенно при недостаточном уровне подготовки стрелка. А в случае появления карабинной версии, предусматривающей укороченный ствол, отдача станет еще сильнее.
Кстати, дебаты в недрах Пентагона об оптимальном калибре патрона для стрелкового оружия длятся далеко не первый год.
В свое время вопросы перехода с 7,62 на 5,56 миллиметров вызывали, мягко говоря, весьма жаркие споры. Тем не менее, победил калибр 5,56 мм, обеспечивающий снижение массы оружия, силы отдачи, увеличение боевого комплекта и удобство войсковой эксплуатации.
Однако, применение кевлара в производстве средств индивидуальной защиты обнулило все прошлые плюсы натовского патрона, заставив вернуться к решению проблемы.
Очевидно, что американцы пытаются найти что-то среднее между 7,62 и 5,56 и с математической точки зрения калибр 6,8 миллиметра является идеальным решением. Правда, насколько будет велика его боевая ценность, не совсем ясно даже после проведения серии испытаний.
Окончательный вердикт может быть вынесен лишь после всестороннего изучения опыта его применения в условиях реального боя. И отнюдь не с вооруженными луком и стрелами зулусами.
Боевое оружие проверяется исключительно боем, как минимум, с равным противником. И никак по-другому. Полигонные тесты, испытания, заводские доработки — это только подготовительные этапы, по результатам которых нельзя серьезно говорить ни о полезности, ни о боевой эффективности стрелкового оружия или боеприпаса.