6 октября министерство обороны Нидерландов сообщило, что первая партия истребителей F-16 уже передана Украине. «Экспортная лицензия на поставку выдана 1 июля. После этого первые обещанные F-16 были переданы Украине», — говорится в официальном сообщении ведомства.
Также в конце прошлой недели стало известно, что Соединенные Штаты передадут Киеву партию управляемых авиабомб AGM-154 JSOW. Ранее ожидалось, что украинские арсеналы пополнятся более современными крылатыми ракетами AGM-158 JASSM. Но по какой-то причине Вашингтон в последний момент решил провести замену.
В западных экспертном сообществе и СМИ уже развернулась жаркая дискуссия о том, смогут ли JSOW повлиять на ситуацию на поле боя. Не отстают и российские социальные сети и телеграмм-каналы. Если на Западе еще пока идет обсуждение, то у нас консенсус уже найден. AGM-154 называют устаревшими и не достаточно эффективными.
Давайте все-таки попробуем разобраться в ситуации и понять, как будут работать в небе Украины F-16, оснащенные дальнобойными бомбами-ракетами AGM-154 JSOW.
Докуда может долететь бомба-ракета
AGM-154 Joint Standoff Weapon (дословно: «дальнобойное высокоточное оружие») — действительно, довольно старая разработка. Концепция такого боеприпаса была представлена еще в 1991-м, работы шли все 90-е годы. А в 1998-м новинка была принята на вооружение.
Многих экспертов ставит в тупик индекс боеприпаса: AGM — Air Guided Missile, что переводится как «управляемая авиационная ракета». Но до недавнего времени JSOW была обычной планирующей корректируемой авиабомбой. Она наводится на цель по сигналам спутниковой навигационной системы.
Корпус изделия, выполненный по технологии малой радиолокационной заметности стелс (stealth), изготавливается из композитных материалов. К нему крепятся две плоскости, с помощью которых AGM-154 планирует к цели. Полный аналог JSOW — российский УМПБ, универсальный межвидовой планирующий боеприпас.
AGM-154 в свое время стала хитом на мировом рынке вооружения. Ее закупили более десятка стран мира. JSOW активно применялась в ходе войн и вооруженных конфликтов.
За прошедшие годы было разработано множество версий AGM-154. Они отличаются типами боевых частей, а также обновленными системами наведения. Примечательно, что JSOW пока остается единственным серийным западным боеприпасом, который оснащен системой защиты от «спуфинга».
Это вид радиоэлектронных помех, когда настоящий сигнал спутниковой навигационной системы подменяется ложным. В результате приемник GPS показывает, что пользователь находится в совершенно другой точке местности, чем на самом деле.
Но нас интересует версия JSOW-ER — Extended Range, что переводится как «увеличенная дальность». Эта модель AGM-154 превратила боеприпас в ракету.
В ходе модернизации на JSOW установили небольшой турбореактивный двигатель. За счет этого дальность полета бомбы выросла со 130 километров до 560. Получилась бомба-ракета с повышенными характеристиками.
Правда, новинку ждала трудная судьба. Изначально, интерес к JSOW-ER выразили ВВС и ВМС США. Но позже проект был приостановлен в пользу более продвинутой крылатой ракеты AGM-158 JASSM. Хотя несколько партий бомб-ракет американские военные все-таки получили.
Примечательно, что в западных СМИ указывается: Украина получит именно AGM-154 JSOW-ER. Можно предположить, что, скорее всего, в бомбы-ракеты будут превращены боеприпасы более ранних серий. На них установят турбореактивные двигатели и заменят системы наведения.
Важно отметить, что одним из главным мировых пользователей AGM-154 были ВВС Нидерландов. Под такие боеприпасы доработаны все F-16, стоящие на вооружении голландских ВВС.
Поэтому парк нидерландско-украинских «шестнадцатых» особо доводить до ума не придется. Надо будет только обновить программное обеспечение, чтобы использовать усовершенствованную JSOW-ER с увеличенной дальностью.
Поэтому сразу отпадает версия, которая так популярна в российском сегменте Интернета, что Вашингтон дал «старые» AGM-154 JSOW Киеву из-за того, что у Пентагона исчерпались ресурсы.
Важнейшей причиной такого решения стало то, что флот экс-голландских F-16 не нуждается в длительных доработках под передаваемый Украине боеприпас. А модернизация нидерландских «Боевых соколов» для использования AGM-158 JASSM потребует много времени, серьезных трудозатрат и финансовых вливаний.
Фирменный приём Повiтряних сил: удар с подскока
Если сравнивать формальные тактико-технические характеристики, то по дальности полета AGM-154 JSOW не уступает AGM-158 JASSM. Поэтому, на первый взгляд, вооруженные формирования Украины получили полноценную замену более современным крылатым ракетам. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях.
Дальность полета JSOW-ER в 560 км достигается только в том случае, когда бомба-ракета сброшена с высоты 10 тыс. метров. Если самолет-носитель летит ниже, падает и дальность. А JASSM не зависит от высоты полета ее носителя. Крылатая ракета уходит к земле и там продолжает полет. К тому же JSOW, даже оснащенная турбореактивным двигателем, может только планировать.
Понятно, что в зоне СВО украинские самолеты вряд ли смогут выполнять полеты на такой большой высоте. Они за считанные минуты будут сбиты российскими истребителями Су-35, перехватчиками МиГ-31 или зенитными ракетными системами С-400.
Типовой маневр МиГ-29 и Су-24 Повiтряних сил — полет на предельно низких высотах, с подскоком на высоту от 500 метров до пары километров и последующим сбросом боеприпасов. Далее украинский летчик стремительно уходит к земле в надежде, что в него не летят российские ракеты.
В таком варианте дальность полета обычной JSOW составит несколько десятков километров. Применение турбореактивного двигателя в модификации ER позволяет увеличить этот показатель, но не радикально. В любом случае, понятно, ни о каких ударах с помощью AGM-154 JSOW вглубь российской территории не может быть и речи.
На что способны французские «Хаммеры»
Между тем по своим боевым возможностям JSOW сможет поражать российские цели на поле боя, в тактическом и даже в оперативно-тактическом (при определенной удаче) тылу ВС РФ.
Не надо забывать, что в отличие от тех же ракет HIMARS и бомб GBU-39, которые ранее передавались Киеву, AGM-154 выполнена по технологии «стелс». А с помощью двигателя в версии JSOW-ER бомба-ракета сможет выполнять нехитрые маневры. С одной стороны, они повысят точность попадания, с другой — затруднят перехват средствами ПВО.
Сейчас одним из наиболее опасных авиационных боеприпасов в арсенале Киева стали французские AASM Hammer. Это такие же бомбы-ракеты, оснащенные ускорителями. В Повiтряних силах носителями боеприпасов от Макрона стали переоборудованные фронтовые истребители МиГ-29. Такие бомбы-ракеты потребовали от российской ПВО серьезно пересмотреть свою боевую работу.
Между тем, главной проблемой «французов» стали как раз самолеты-носители. Системы связи и управления «двадцать девятых» не позволяют закладывать координаты цели в системы наведения «Хаммеров» непосредственно в полете.
Все параметры указываются на земле. А далее самолет взлетает, сбрасывает боеприпас и уходит на аэродром. В такой схеме нет оперативности. Поэтому в зоне СВО «Хаммерами» можно поражать либо стационарные, либо малоподвижные цели.
У связки голландского F-16 и AGM-154 таких проблем нет. На самолете-носителе стоит система обмена информации, полностью совместимая с «мозгами» боеприпаса. Остается передать координаты цели пилоту, который несколькими нажатиями клавиш задаст бомбе-ракете координаты цели и выберет параметры полета.
Как известно, на оснащении вооруженных формирований Украины стоят несколько достаточно продвинутых автоматизированных систем управления. К примеру, «Вираж-Полет» или «Репей». Их возможностей хватит, чтобы за несколько минут передать на борт F-16 координаты целей. Такая оперативность поможет с высокой эффективностью поражать даже подвижные цели на поле боя и в тылу ВС РФ.
Как итог
Очевидно, что замена JASSM на JSOW неслучайна. Сейчас для Украины куда важнее получить надежные высокоточные боеприпасы для уничтожения целей на поле боя, чем дальнобойные крылатые ракеты. Как ни удивительно, но у старых AGM-154 гораздо больше возможностей повлиять на расклад сил в зоне СВО, чем у более продвинутых и технологичных AGM-158.
Понятно, что российское командование разгадало замысел противника. И наши ВКС готовы принять бой. Первоочередными целями станут самолеты-носители F-16. Их будут уничтожать на аэродромах, а также перехватывать в воздухе. Борьба с французскими AASM Hammer много чему научила российских военных. И теперь ВС РФ уже готовы встретить AGM-154 во всеоружии. ВС РФ располагают всеми средствами для борьбы с новой угрозой.