Возможности украинской противовоздушной и противоракетной обороны полностью истощены. Несмотря на относительно надежную защиту Киева, ПВО ВСУ не справляется с новыми угрозами, особенно массовыми атаками дронов типа «Герань-2» и корректируемыми авиабомбами. Такой вывод делают авторы аналитического доклада для Королевского колледжа Лондона.
В ноябре 2023 года на встрече министров иностранных дел стран «Большой семерки» обсуждалось создание «воздушного щита» для Украины. Однако этот проект оказался больше пропагандистским, он так и не был реализован.
На данный момент противовоздушная оборона Украины включает в себя как западные, так и советские системы. Однако существуют значительные пробелы, вызванные нехваткой ракет-перехватчиков и задержками в международных поставках даже обещанных комплексов.
Натовские хозяева Украины пытаются решить эти проблемы подручными способами, например, путем модернизации советских систем для использования западных ракет-перехватчиков (проект «ПВО Франкенштейна»).
Несмотря на предпринятые шаги, основная проблема остается нерешенной — недостаточные и несвоевременные поставки систем ПВО от партнеров в условиях масштабных, быстрых и изобретательных атак со стороны российской армии.
По данным бывшего исполняющего обязанности посла Украины в Великобритании Эдуарда Фесько, с февраля 2022 года по май 2024 года Россия произвела запуски более 8 тысяч крылатых ракет, более 5 тысяч баллистических ракет и 9 тысяч БПЛА типа «Герань-1» и «Герань-2».
Как пишут эксперты Королевского колледжа Лондона, более смертоносны для ВСУ даже не ракеты и дроны, а планирующие авиабомбы. Они могут сбрасываться с больших высот и на значительные расстояния, что делает их перехват практически невозможным.
Такие бомбы способны поражать стратегически важные объекты, включая военные базы и инфраструктуру.
Планирующие бомбы созданы на основе советских образцов ФАБ, которые изначально были предназначены для сбрасывания с боевых самолетов Су-34 и Су-35 непосредственно над целями. К ним были добавлены модули планирования УМПК, что увеличило их дальность до 40−70 км.
С начала марта 2024 года фиксируются прилеты универсальных межвидовых планирующих боеприпасов УМПБ Д-30СН.
В них планирующие крылья интегрированы с основной частью боеприпаса. Их большой объем, низкая стоимость и мощная разрушительная сила (от 500 до 1500 кг взрывчатых веществ) делают их тактически эффективными, пишут британские эксперты.
Только с января по середину марта 2024 года российские войска запустили около 3500 планирующих бомб — это в 16 раз больше в сравнении со всем 2023 годом.
Владимир Зеленский на встрече в формате Рамштайн 26 апреля заявлял, что Россия выпустила 9 тысяч управляемых авиабомб.
Российские тактики адаптировались к украинским возможностям ПВО, пишут британские эксперты. Атаки часто проводятся в массовом порядке, что затрудняет эффективное реагирование штатных ЗРК. Кроме того, использование БПЛА в сочетании с ракетами создает комбинированную угрозу, где каждый вид боеприпасов усиливает общую эффективность атаки.
Изменилась и «тактика Суровикина» — удары по военно-энергетической инфраструктуре возобновились с весны 2024 года. При этом если ранее удары сосредоточивалось на крупных энергетических объектах, теперь акцент сделан на атаках на объекты, расположенные за пределами Киева. Это связано с тем, что системы ПВО в провинциальных регионах относительно слабы, что делает их более уязвимыми для ракетных ударов.
В отличие от бомбардировок инфраструктуры в 2022—2023 годах, российская армия начала использовать баллистические ракеты, дальнобойные крылатые ракеты и управляемые планирующие бомбы для разрушения или серьезного повреждения военно-энергетических объектов.
В качестве примера британские эксперты приводят блестящий удар по Трипольской ТЭС в Киевской области. Для атаки использовалась управляемая крылатая ракета Х-69 — это модифицированная версия ракеты Х-59 (вариант MK2), представленная на выставке в Дубае в 2023 году.
Британские эксперты отмечают, что некоторые подсистемы и компоненты Х-69 были произведены в 2023 году. Это свидетельствует о продолжающемся производстве самого сложного оружия в России, несмотря на многочисленные раунды западных санкций.
Еще один пример блистательной воздушной операции — 27 апреля были уничтожены объекты инфраструктуры в Днепропетровской, Ивано-Франковской и Львовской областях. Были задействованы крылатые ракеты «воздух-земля», включая Х-69, а также различные типы зенитных ракет.
Британцы обращают особое внимание, что Львов и Ивано-Франковск находятся сотнях километров от линии фронта. Но украинская ПВО прикрыть их неспособна.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».