Для России присутствие в Сирии было своего рода презентацией того, как наши военные по просьбе законной власти иностранного государства могут помогать поддерживать порядок на каких-то территориях. Опираясь на этот пример, ряд стран Африки обратились к Москве с просьбой командировать к ним сначала «музыкантов», а затем подразделения Африканского корпуса.
В том числе и по причине нашего присутствия в Сирии, падение Башара Асада вызвало у многих российских востоковедов, военных экспертов и политиков чувство горечи. Хотя Дамаск был зоной ответственности Тегерана, а не Москвы. Российский же контингент продолжает нести службу в прибрежной зоне, населённой преимущественно алавитами и христианами.
О том, большой ли репутационный ущерб понесла Россия из-за свержения власти в Сирии, по просьбе «Свободной Прессы» рассказал политический и общественный деятель, востоковед Максим Шевченко:
— На репутацию России это никак не повлияло. Система Асада просто всех достала: и Тегеран, и Москву, и своих собственных сирийских граждан. Всё это прекратилось по взаимной договорённости. Я уверен: всё случилось с ведома России.
Генералы Асада совершенно распоясались и погрязли в коррупции, а он сам перестал соответствовать чьим-либо интересам. Асад начал играть в свою игру, когда стал ездить в Саудовскую Аравию и дожидаться избрания Трампа.
Асад знал, что когда придёт Трамп — его уже никто не свергнет. И он сможет спокойно сдать Сирию саудитам с выгодой для себя лично.
Но Асада поспешили свергнуть до 20 января, пока Трамп ещё не пришёл.
Поэтому для России это — не потеря лица, а просто политический поворот.
«СП»: Кто является выгодоприобретателем от падения Асада?
— Во-первых, это — народ Сирии. О нём почему-то все забывают, а я вижу, какое там ликование. Мусульмане, христиане, алавиты — все вместе радуются.
Военные снимали форму, оставляли оружие и расходились по домам — есть масса видео. Христиане звонят в колокола и возносят благодарственные молитвы. К вопросу об исламистах — в Алеппо губернатором назначают христианина.
Сирия — древняя культурная страна, и она устала от идеологии и режима арабского социализма, который достался в наследство от ХХ века. Это всё равно, что у нас в стране сейчас КПСС правила бы.
Конечно, все, кто сейчас у власти в России, начиная от Путина, были в КПСС, но они изменились, а верхушка Сирии не хотела меняться. И люди устали.
Что же касается геополитических выгод — об этом трудно говорить применительно к каким-то государствам. Обычно рассуждают: что выгодно Америке, и так далее. Но нет никакой Америки. Есть глобалисты и империалисты.
Империалистов представляет Трамп, Израиль, саудиты и очень богатые ливанские сунниты, через которых отмываются деньги. Асад, я уверен, вписался бы в их схему. Он никакого противодействия Израилю не оказывал, через его территории шло оружие «Хезболле». И он готовился радостно вступить в блок врагов арабской весны.
А арабская весна — это было дело рук глобалистов, которых в США представляют демократы.
«СП»: Вы полагаете, что Россия ближе к глобалистам?
— В России, как и везде, есть две этих партии. Но экономика России не связана с США, не играет на американском рынке. Российская экономика завязана на глобалистах.
Наши олигархи — это глобальные рынки и глобальные транспортные коридоры. Поэтому, когда Путин говорил, что нам выгоднее победа демократов в США — он не шутил.
И Иран ориентируется на глобалистов. Рынки нефти и газа — глобальные. Поэтому, как бы ни были враждебны по отношению к России американские демократы, — республиканцы еще хуже для нас и союзников.
Например, демократы никогда не собирались воевать с Ираном, а Трамп — большая угроза. Хотя и в Иране — тот же самый раскол на глобалистов и империалистов.
Поэтому геополитические выгоды будут получать не государства, а одна из двух партий.
Но устранение Асада ослабляет, безусловно, позиции Трампа, Израиля и Саудовской Аравии на Ближнем востоке.
«СП»: Новая власть в Сирии ещё никак не персонифицирована. Вы можете сказать, кто конкретно будет руководить страной?
— Нет.
«СП»: Чаще всех заявления делает лидер группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ)* Абу Мухаммед аль-Джулани.
— Джулани происходит их старого сирийского военного рода, он родом с Голанских высот.
Этот человек с Израилем разговаривать не будет. Условно говоря, он такой же, как ХАМАС.
Штаб ХАМАС уже располагался в Дамаске, я там был, но после начала гражданской войны в Сирии он уехал в Катар. Если править будет аль-Джулани — ХАМАС может вернуться.
ХАМАС всегда поддерживал хорошие отношение с «Хезболлой» в Ливане. Соответственно, есть шанс на то, что Дамаск помирится с «Хезболлой». Да, она воевала против ХТШ, но всё меняется, и альянсы могут быть любыми.
Новая власть Сирии, как я предполагаю, будет по-сути глобалистской, ее возглавят представители прогрессивной мусульманской общественности, и у неё будет очень хорошая военная поддержка.
«СП»: Сейчас большинство прогнозов сводятся к тому, что после Асада Сирия перестанет быть единым государством. Ваше мнение?
— В нынешних границах её искусственно создали французы.
Важно, что исторически сирийский мир не знал национализма. Никогда здесь не было проблем между разными народами и вероисповеданиями. Все вместе сражались с ХIII века против европейских оккупантов. Но потом Запад всё же насадил национализм, чтобы легче было управлять.
Разбил национализмом Сирию, а в ХХ веке решил соединить её снова. И получили то, что получили.
Сейчас не так важно, кто останется в Сирии. Возможно, отвалится Курдистан, а может быть — и нет.
Но у тех, кто останется, независимо от конфессии, уже будет общая объединяющая идея — отобрать у Израиля историческую территорию Сирии — Голанские высоты. Тем более, что аль-Джулани оттуда родом. Это, кстати не настоящее его имя, в переводе с арабского оно означает «Голанский».
Поэтому Сирия, которая создана французами, наверное, — будет дробиться.
Но то, что останется и будет создаваться самими сирийцами, без сомнения, начнёт укрепляться и увеличиваться. И я думаю — ещё Сирия поможет укрепиться и увеличиться Палестине.
* Исламистская организация «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) решением Верховного суда РФ от 4 июня 2020 г. признана террористической, ее деятельность на территории нашей страны запрещена.