Стало известно, что Россия, США, Китай, Франция и Британия провели закрытую встречу ядерных держав в Дубае, столице ОАЭ. Мероприятие «ядерного клуба» прошло еще 4 декабря, однако МИД КНР сообщил о переговорах только 10-го. Почти недельный разрыв во времени объясняют тем, что после консультаций государства-участники долго, «до запятой» согласовывали общее коммюнике.
Деятельность этого формата всегда была малопубличной, а после февраля 2022-го стала фактически закрытой. Россия, предыдущая страна-председатель «пятерки», о проходивших консультациях сообщала в двух-трех предложениях. США, координировавшие работу прежде, о некоторых встречах вовсе не сообщали.
Первые полноценные консультации в период годового председательства Китая в формате «ядерной пятерки» подытожены весьма содержательным, на фоне всего предыдущего, пресс-релизом МИД КНР
Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин уточнил, что ни у кого, кроме непосредственных участников, а также руководства пяти стран нет полной информации о повестке дня встречи:
— Могу только предположить, что наши представители разъяснили партнерам по переговорам суть обновленной ядерной доктрины.
«СП»: Китайцы в своем пресс-релизе сделали акцент именно на этом. У нас нет оснований им не верить, ведь КНР нейтральна в нынешнем противостоянии.
— Ядерное оружие — не для победы. Оно служит для сдерживания и как гарантия безопасности. А что касается победы на поле боя, то она наступает только тогда, когда «солдатский сапог» ступит на ту или иную территорию.
Ядерное оружие тоже может помочь. Только после него останется выжженная земля. Поэтому оно и не применялось с окончания Второй мировой…
А вы знаете, почему «Ядерный клуб» состоит из пяти государств, хотя есть еще четыре страны, владеющих ядерным оружием?
«СП»: Видимо, европейское высокомерье не позволяет пригласить других?
— Нет, дело в том, что эти пять стран обладали ядерным оружием до того, как был заключен «Договор о нераспространении». Они в этом документе и обозначены как ядерные государства. А все остальные — это уже «нарушители»: Израиль, Индия, Пакистан, КНДР. Белоруссия, Казахстан, Украина и ЮАР добровольно отказались от ядерных зарядов, уничтожив их или убрав со своей территории.
Поэтому сейчас договариваются основные ядерные страны, они же постоянные члены Совета Безопасности ООН.
«СП»: Скорее всего, два основных переговорщика — Россия и США, а Британия с Францией выступают в качестве американский «группы поддержки», выполняя чисто в декоративные функции?
— Ну почему, у этих двух стран есть по 250−270 ядерных боеголовок, так что никакой декоративности, все предельно серьезно. И у Китая имеется больше 350 боеголовок, может — до 400.
По-прежнему актуален вопрос, что надо сокращать этот вид ОМП. Мы ведь сделали экспериментальный подвижный грунтовый ракетный комплекс «Орешник» как раз потому, что данная баллистическая ракета средней дальности не является оружием массового поражения, она избирательного действия.
У нас в приоритете поражение только военных целей. «Орешник» как раз хорошо подходит для ударов по военной инфраструктуре, по пунктам управления.
«СП» Не зря же Владимир Путин 10 декабря подчеркнул, что достаточное количество этих ракетных комплексов фактически отменяет необходимость применения ядерного оружия. Теперь нам нужно совершенствовать не ядерную доктрину, а «Орешник».
— Данный ПГРК представляет собой переход от упора на оружие массового поражения к конвенциальному, которое используют армии по всему миру для ведения традиционных военных действий.
Знаете, почему американцы на своих подводных лодках меняют «Трайденты» на «Томагавки»? Потому, что первые — оружие массового поражения, а вторые — уничтожают цели точечно.
«СП»: В последние годы и даже десятилетия к оружию массового поражения, в том числе ядерному, в обществе стали относится скептически. Перестали бояться.
— Естественно, если его с 1945 года не применяли. Прошло почти 80 лет. Конечно, люди начинают относиться пренебрежительно. Обо всем приходится напоминать время от времени. А рыба как говорят еще и тухнет с головы, западные политики думают, что Россия свое ядерное оружие не применит: давайте, мол, ее дожмем, бояться нечего.
Сейчас оказалось, что «Орешник», оружие избирательного действия, не менее грозное и мощное, чем ядерное. Он наглядно продемонстрировал, что производит примерно такой же разрушительный эффект.
Обратите внимание, что после нашего удара «Южмашу» ни одна ракета дальнего действия, ни ATACMS, ни Storm Shadow, не были выпущены. Только спустя 20 дней по Таганрогскому аэропорту ударила одна ракета ATACMS. Если мы в ответ еще раз врежем «Орешником», то они, наверное, снова надолго заткнутся.
Надо наносить не только сугубо рациональные, но и демонстративные удары, чтобы враг почувствовал психологическое воздействие. Бандеровцы же выбирают те объекты для нанесения ударов, о которых потом будут говорить, нагнетают страх. И мы должны так делать. А то мы нанесем удар… и молчим.
Надо заявлять, чтобы все понимали: был вокзал — его не стало, была станция — нет ее… Чтобы действовала информационно-психологическая составляющая, которая в ядерном оружие долгое время была на первом месте. Это ведь еще один неочевидный фактор действия, кроме ударной волны, светового излучения, электромагнитного импульса и радиационного заражения местности, — отмечает эксперт…
Не только Россия в этом году обновила документы в ядерной сфере. Президент США Джо Байден еще в марте утвердил новую редакцию Nuclear Employment Guidance («Руководство по использованию ядерного оружия»). Документ вообще-то под грифом «сов. секретно», но его сокращенную версию в ноябре представили Конгрессу.
Скоро обновит свой «Комплексный обзор вопросов безопасности, обороны и внешней политики» Британия. Займется этим бывший генсек НАТО Джордж Робертсон, уже заявивший, что инициатива направлена на противодействие «смертоносному квартету все более тесно сотрудничающих друг с другом государств»: России, Китая, КНДР и Ирана.
Наши эксперты считают, что решение российской стороны обновить свою ядерную доктрину станет «последним предупреждением Западу». Вот только в США похоже сплошь дальтоники, никаких «красных линий» в упор не видят.
Наоборот, хотят разместить свои старенькие термоядерные бомбы B-61 производства 60-х годов в Польше или на Украине в ответ на применение «Орешника». Старенькие то они старенькие, но это основной боеприпас стратегических ядерных сил Америки. Каждая бомба мощностью в двадцать с лишним раз больше тех, что были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. Но за Россией, в отличие от Японии, ответка не заржавеет.