26 декабря в китайских социальных сетях было опубликовано видео полета загадочного летательного аппарата. Эта информация сразу была подхвачена информационными и интернет-ресурсами по всему миру. Не осталась в стороне и Россия. Видео и фото загадочного самолета быстро разошлись по социальным сетям и телеграмм-каналам. Позже новости о китайской новинке появились и в федеральных СМИ.
Надо признать, что самолет выглядит очень футуристично. Он выполнен по схеме «летающее крыло» и у него нет хвостового оперения. А если внимательно присмотреться, то видно, что летательный аппарат оснащен сразу тремя (!!!) реактивными двигателями.
Официальные лица, а также представители промышленности КНР никак не откомментировали опубликованные видео. Но в российском сегменте интернета новинку назвали «китайским истребителем 6-го поколения». Хотя, если внимательно, с точки зрения авиастроителей, изучить фото и видео, то к новому китайскому самолету возникает масса вопросов. Так что интересно разобраться, что же за летательный аппарат подняли в воздух китайцы и какие задачи он сможет решать в бою.
Тайна двух братьев
Начнем с того, что в китайских социальных сетях было распространено видео и фото испытательных полетов не одного, а двух перспективных самолетов. Первой появилась информация о загадочном трехдвигательном «драконе», который и вызвал такой ажиотаж. Причем в подписях к постам в социальных сетях не содержалось никакой информации, что это за летательный аппарат.
Спустя несколько часов появилось видео полета еще одной новинки китайского авиапрома. В этом случае материалы уже содержали подписи и некий набор информации. В отличие от первого изделия, про второй самолет известно гораздо больше. Это действительно перспективный истребитель и он разрабатывается Чэндунской авиастроительной корпорацией (Chengdu Aircraft Corporation). Проект достаточно хорошо известен в мире под обозначением J-36. Его макеты и схемы несколько раз демонстрировались на различных авиашоу и выставках.
К сожалению, обе новости быстро смешались. И загадочный трехдвигательный самолет в социальных сетях и СМИ был назван J-36. Тут же были опубликованы его тактико-технические данные, а эксперты поторопились высказаться про новинку.
Но даже визуальное сравнение фото и видео испытательных полетов показывает, что это два абсолютно разных проекта. J-36 гораздо меньше своего загадочного собрата. У него всего два двигателя, а крыло имеет ярко выраженную стреловидность. В чем-то прототип Chengdu Aircraft Corporation напоминает российский тяжелый БПЛА С-70 «Охотник».
Загадки рода
Загадочный «дракон» с тремя двигателями — это конкурирующий проект, который является детищем 611-го авиационного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института. Раньше НИИ входил в структуру Минобороны Китая. Но позже был передан промышленности. Сейчас это предприятие известно, как Чэндунский авиационный проектный институт (Chengdu Aircraft Research and Design Institute). И что примечательно, он входит в состав Чэндунской АК.
Неподготовленный читатель может запутаться в хитросплетениях китайского оборонно-промышленного комплекса. Попробуем объяснить. ЧАК по структуре и задачам напоминает российскую Объединенную авиастроительную корпорацию. Как мы помним, в ОАК вошли две конкурирующий фирмы: РСК «МиГ» и ПАО «Сухой». Хотя сейчас они формально и объединены под одной управленческой надстройкой, но продолжают вести работы по своим проектам.
Что-то подобное произошло и у китайских авиастроителей. В состав ЧАК вошли несколько ранее самостоятельных конструкторских бюро. Одним из них и был 611-й институт. Причем последний специализировался именно на оригинальных разработках, тогда как остальная часть ЧАК первоначально занималась освоением серийного производства закупленных в России самолетов семейства Су-27. А впоследствии — разработкой на их базе уже собственных машин.
За это время 611-й институт спроектировал и довел до серийного производства такие изделия, как J-10 и FC-1/JF-17. Они были полностью оригинальными китайскими разработками. Причем, в случае с JF-17 самолет получится весьма удачным, стал популярным на мировом рынке вооружения. А венцом работ института считается первый китайский серийный истребитель пятого поколения J-20.
«Дракон» на гиперзвуке?
Так что же за трехдвигательного «дракона» разработал 611-й НИИ? Этот проект известен под обозначением J-XX. Такой индекс, предположительно, имеет пилотируемый вариант новинки. Но у этого летательного аппарата будет еще и беспилотный вариант, под обозначением JH-ХХ.
Тут важно не попасть в информационную ловушку снова. У западных специалистов принято обозначать все загадочные китайские проекты индексами J-XX/JH-XX. В частности, в американских и европейских СМИ так долгое время называли проект, который в дальнейшем стал самолетом J-35. Эта двухдвигательная машина, испытания которой уже идут, очень сильно напоминает американский истребитель F-35.
Но в Китае индекс J-XX/JH-XX, по всей видимости, переходящий. И после того, как прототип самолета выходит на испытания и получает свое собственное обозначение, его передают другому проекту. В пользу этой версии говорит тот факт, что на недавней авиационной выставке в Чжухае был показан макет, сильно напоминающий трехдвигательного «дракона». Новинка была представлена в разрезе и носила индекс J-XX/JH-XX.
Что же известно, про проект 611-го института? Это тяжелый летательный аппарат, который может выполнять полеты в том числе и на гиперзвуке. Поэтому он и несет сразу три «движка». Прототип новинки уже несколько раз попадал на спутниковые снимки китайских летно-исследовательских центров. Но пока это изделие остается самым загадочным в арсенале китайского ОПК.
Новинку не демонстрировали. И до недавнего времени у специалистов были только ее спутниковые фотографии. Хотя макет изделия и показали на авиашоу, но без особых подробностей. И, по большему счету, он только добавил вопросов. Имея видео испытательного полета, мы можем сделать первые заключения.
Ответы на вопросы
Ответим на самый главный вопрос: может ли J-XX/JH-XX летать на гиперзвуковых скоростях. Если проанализировать его аэродинамическую форму, ответ будет однозначный: нет. «Летающее крыло» такой формы позволит новинке разгоняться до скорости чуть больше одного Маха. И только на определенных высотах. Так что загадочный «дракон» — это дозвуковой летательный аппарат.
Другой важный вопрос: J-XX/JH-XX — это сверхманевренный летательный аппарат, способный крутить сложнейшие фигуры высшего пилотажа? И опять ответ будет «нет». Обратим внимание, что у «дракона» нет хвостового оперения. Сверхманевренные летательные аппараты должны иметь цельноповоротные кили. Во время маневров они выполняют, в том числе, и функцию воздушных тормозов.
Так, на старых Су-27/Су-30СМ тормоз стоял за кабиной. Это характерного вида металическая пластина, которая поднимается из фюзеляжа. Ее можно увидеть на многих фото. Но на Су-35 и Су-57 от такой конструкции избавились. Если нужно резко погасить скорость и выполнить маневр, уже сами кили поворачиваются навстречу друг другу, образуя латинскую букву V. Это хорошо видно на кадрах боевой работы российских истребителей в зоне СВО. Так же устроена конструкция хвостового оперения F-22 и F-35 и китайского J-35.
Но если J-XX/JH-XX не летает на гиперзвуке, зачем ему три двигателя? Может, у самолета всего один движок? Так можно подумать при первом просмотре видео полета китайской новинки. Но на самом деле двигателей, действительно, три. Воздухозабоники двух находятся под фюзеляжем, а третий начинается сверху за кабиной пилота.
Такая схема выбрана не случайно. Шасси J-XX/JH-XX мощные, а на их основных стойках сразу по два колеса. А это значит, что машина очень тяжелая. При этом надо учитывать, что у Китая есть сложности с производством авиационных двигателей. До недавнего времени все движки КНР закупала в России. Сейчас у Поднебесной есть прототипы своих изделий, но они еще очень сырые, их доводка может затянуться на годы. Скорее всего, поэтому «дракон» и стал трехдвигательным.
Попробуем сделать первые выводы. В конце 1990-х — начале 2000-х в США был разработан проект многофункционального бомбардировщика F/B-22. Эта машина создавалась на базе истребителя F-22. Она была предназначена для скрытного нанесения ударов по наземным объектам. По концептуальным причинам американские ВВС от нее отказались. Самолет хотя и был «невидимкой», но летал на дозвуковых скоростях, и у него были ограничения по маневренности.
J-XX/JH-XX по аэродинамической схеме и многим решениям фактически точная копия F/B-22. Так что речь не идет об истребителе 6-го поколения на гиперзвуке и со сверхманевренностью. «Дракон» — это концепт дозвукового ударного самолета, а скорее всего, только беспилотника — аналога российского С-70. Работать новинка будет под управлением истребителя J-20 и скрытно уничтожать наземные цели.