![](/p/persons/477/s-477.jpg)
После подземного взрыва в Полтавской области, который сейсмологи из Польши квалифицировали, как ядерный, в Киев мигом примчался глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси.
Судя по отсутствию тревожных комментариев от главы Международного агентства по атомной энергетике, ядерного испытания украинская хунта всё-таки не проводила, а взорвалось что-то другое.
Однако визит Гросси не прошёл для Киева зря. Режим уговорил главного контролёра за атомом в мире выступить в качестве посредника при закупке двух устаревших российских реакторов ВВЭР-1000 у Болгарии для Хмельницкой АЭС.
Об этом Гросси сообщил уже в Москве, куда приехал после Киева, — генеральному директору «Росатома» Алексею Лихачёву.
— Я могу дословно процитировать выступление одного из украинских министров, который сказал, что покупка российских реакторов у болгар будет спасением для атомной энергетики Украины. Парадокс — это самое мягкое слово, которое можно в этой связи сказать, — заявил Лихачев, добавив, что это — хорошая реклама для российской ядерной энергетики.
Однако сама Россия такие реакторы уже давно не ставит на новые энергоблоки.
Некоторые эксперты по ядерной энергетике на Украине предполагают, что покупка у Болгарии ВВЭР-1000 — это просто попытка украсть деньги.
Например, украинский ядерный физик Ольга Кошарная заявляет, что железобетонные конструкции, которые были возведены под третий и четвертый энергоблоки Хмельницкой АЭС много лет назад, придётся демонтировать. И только на один демонтаж планируется направить $10 миллиардов, что на порядок дороже самих болгарских реакторов.
Кошарная предполагает, что деньги планируют разворовать. Кроме того, она утверждает, что главное — не допустить взрыва на тех двух реакторах ХМАЭС, которые пока ещё работают, но находятся в аварийном состоянии.
О том, как советские реакторы оказались у Болгарии; за какие деньги и для каких целей их хочет купить Киев- «Свободной Прессе» рассказал директор Атоминфо-Центра Александр Уваров:
— Эти два реактора были изготовлены для Болгарии и поставлены в эту страну, когда София заказала у «Атомстройэкспорта» строительство АЭС в Белене.
Но возведение станции было остановлено ещё при советской власти, в 1990 году. Болгары под нажимом США отказались от этого проекта.
Однако «Атомстройэкспорт» подал в арбитраж, выиграл его и заставил Софию заплатить за эти реакторы.
На данный момент это оборудование — болгарская собственность, и болгары могут делать с ним всё, что захотят. Могут поставить эти реакторы на набережную и варить в них ракию для малолетних алкоголиков из Великобритании, которые туда приезжают толпами. А могут продать Киеву.
«СП»: И как эти реакторы могут послужить Украине?
— Вопрос о том, чтобы Киев их купил, встал не просто до начала СВО, а ещё до майдана. Очень давно. Они должны были поступить на третий и четвёртый энергоблоки Хмельницкой АЭС. Даже такая шутка была: этот проект назывался 392Б, а Б — это болгары.
Но у Украины всегда не было денег. А болгары хотят, чтобы им заплатили больше, чем они выплатили России по решению суда. Болгары хотят больше $1 миллиарда, чтобы остаться с какой-то прибылью.
Далее другая проблема у Украины. Кроме реактора и парогенератора есть ещё масса другого оборудования, которое необходимо для работы энергоблока. Основными поставщиками оборудования для реактора ВВЭР-1000 были РСФСР и УССР.
Россия этого оборудования сейчас уже не делает, и ради Украины не станет производить. Поэтому покупка недостающих комплектующих у Москвы вряд ли возможна. А какие заводы по производству оборудования для АЭС остались на Украине — сказать сложно.
До СВО «Энергоатом» Украины предполагал, что ему поможет «Шкода». У чехов было хорошее атомное машиностроение, организованное с помощью СССР. Но что сейчас смогут сделать чехи — не понятно. В Европе АЭС строить перестали, и заказов по ядерной тематике у «Шкоды» нет. Не исключено, что компетенции потеряны. Но даже если это и не так — бесплатно они тоже не будут делать.
«СП»: А Westinghouse EС, который поставляет ядерное топливо на Украину, тоже некомпетентен?
— Они научились делать топливо для наших ВВЭР-1000. И даже существовал предварительный контракт на то, чтобы Westinghouse достроил энергоблоки на Хмельницкой АЭС. Но этой фирме такое сотрудничество не нужно.
«Ростатом» — их конкурент. Они хотят продавать свои реакторы AP1000, а не достраивать советские. И в итоге консультаций Westinghouse предложил поставить на новые энергоблоки Хмельницкой станции AP1000.
Кстати, и Болгария тоже хотела использовать с пользой два старых советских реактора, которые лежат пустым грузом, и тоже обращалась к Westinghouse. Ответ был таким же, как и Киеву — покупайте наш AP1000.
Но в любом случае реактор нельзя просто поставить у забора и запустить. Под него нужно построить здание энергоблока, а это — годы.
«СП»: Александр Александрович, перед визитом Гросси в Киев, Польша заявила, что в Полтавской области проводятся ядерные испытания. Такое возможно?
— У Киева атомной бомбы нет. Но зато у Киева есть Лондон. Нельзя полностью исключить, что англичане подкинули Зеленскому какой-то заряд, чтобы взорвать его под землёй и напугать всех, кого можно.