
Украинская армия продолжает терять дорогостоящие самолеты. 12 апреля Воздушные силы Украины подтвердили уничтожение истребителя F-16 вместе с 26-летним пилотом капитаном Павлом Ивановым. Уничтожение самолета вместе с пилотом была также подтверждена Владимиром Зеленским. Он уже посмертно присвоил Иванову звание Героя Украины
Это уже вторая официально подтвержденная потеря истребителя F-16 для Украины. Первая произошла 26 августа 2024 года, когда во время отражения массированного ракетного удара погиб пилот Алексей Месь с позывным «Мунфиш». Генштаб ВСУ так и не сообщил подробностей уничтожения Меся с его самолетом.
Однако источники американского издания The Wall Street Journal указывали на возможность ошибки пилота как главную причину крушения. Возникли также версии «дружественного огня», технической неисправности и ошибки пилота.
Настоящий размер потерь F-16 украинцы не раскрывают. Хотя еще в октябре 2024 года появилась информация, что из 6 переданных Украине F-16 пять были потеряны без результативных боевых вылетов. А в декабре Воздушные силы Украины получили из Дании вторую партию истребителей F-16. Всего Дания планировала передать Украине 19 истребителей данного типа. Однако сколько передала на самом деле, тоже неизвестно.
Подробности блестящей российской операции выяснило издание Bulgarian Military.
Как пишет издание, истребитель, который пилотировал Павел Иванов, сбили над Сумской областью. В преддверии неминуемого российского наступления Генштаб ВСУ начал переброску дополнительных сил в Сумскую область, чтобы укрепить позиции и подготовиться к возможным атакам. Российские войска стремятся вытеснить украинских боевиков из приграничных районов Курской области и создать буферную зону.
Украинцы же пытаются замедлить российское наступление в том числе с помощью авиаударов по базам и путям снабжения. Используют F-16, несущие крылатые ракеты AGM-158 JASSM и AIM-120 AMRAAM, планирующие авиабомбы JDAM и средства РЭБ.
— Мы фиксируем почти двукратное увеличение количества штурмовых действий по всем ключевым направлениям. Очевидно, что русские не намерены останавливаться, — заявил украинский главком Александр Сырский. Он отметил, что стратегические цели Москвы остаются неизменными: полное освобождение ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, а также формирование буферной зоны в северных областях Украины — Сумской, Харьковской и Черниговской.
Для борьбы с украинскими истребителями, активно действующими в приграничных областях, применяют ракеты класса «земля-воздух», пишет Bulgarian Military. F-16 был сбит именно такой ракетой.
Воздушные силы Украины активно использовали F-16 для противодействия российским крылатым ракетам и беспилотникам, а также для нанесения ударов по наземным целям. Причем украинцы вынуждены применять F-16 все активнее, не считаясь с их безопасностью, подчеркивает Bulgarian Military.
Это связано с тем, что самолеты советской эпохи МиГ-29 и Су-27, которые составляли основу Воздушных сил Украины, почти все уничтожены.
А ничего подобного российскому Су-35, который в первую очередь ориентирован на тяжёлое вооружение и бой на дальней дистанции, у украинцев и близко нет. В отличие от с управляемым вектором тяги Су-35, F-16 не хватает маневренности.
— Запасные части, безопасные аэродромы и обученные наземные техники по-прежнему в дефиците, что усложняет работу по поддержанию самолётов F-16 в рабочем состоянии, — говорит главный редактор Bulgarian Military Бойко Николов.
Еще одна из причин уничтожения F-16 — это недостаточная подготовка украинских пилотов, таких как 26-летний Иванов или 30-летний Месь, пишет Bulgarian Military. Изначально Иванов учился пилотировать на штурмовике Су-25. Он надежный и простой в управлении, созданный для нанесения ударов на малых высотах, и резко контрастирует с высокотехнологичной кабиной F-16.
Иванов и Месь, как и другие украинские пилоты, прошли переобучение в Великобритания и Нидерландах, в крайне сжатые сроки — менее чем за год. При этом пилоты вынуждены летать в условиях многоуровневой российской ПВО, подчеркивает Bulgarian Military, когда принимать решения нужно за доли секунды. Все это усложняется усталостью и непрерывными вылетами из-за отсутствия дублеров.
Кроме того, пилоты вынуждены летать низко или полагаться на рельеф местности, чтобы избежать обнаружения. Такая тактика крайне рискованная. Эффективность украинских F-16 зависит от координации с наземными средствами ПВО, которые с трудом противостоят численному превосходству России в беспилотниках и ракетах, пишет Bulgarian Military.
Российский флот Су-35 и МиГ-31, поддерживаемый самолётами ДРЛО, представляет постоянную угрозу, вынуждая Украину сокращать количество вылетов F-16.
— Гибель таких пилотов, как Иванов, напоминает о более ранних конфликтах, когда истощённые ВВС дорого платили за скорость выполнения боевых задач, — говорит Бойко Николов. — Собственная история ВВС США с F-16 подчёркивает необходимость бесперебойной логистики, которую Украина не может обеспечить.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».