Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Армии и войны / ВПК
18 июля 14:30

Неубиваемый БТР: как машины поля боя адаптируются к задачам СВО

Бекхан Оздоев: Десятки БПЛА бронетехника не проглотит. Наш путь — борьба с самой угрозой, полное превосходство в «малом воздухе»

4884
Неубиваемый БТР: как машины поля боя адаптируются к задачам СВО
Фото: Егор Алеев/ТАСС
Материал комментируют:

Специальная военная операция стала всесторонней проверкой для многих образцов вооружения, повлияла на тактику применения и дооборудование бронетехники.

В публичном пространстве постоянно идут споры о том, какими с учётом этого опыта должны быть машины поля боя. Зачастую высказываются противоречивые позиции, плохо увязываемые с системами заказа, производства и применения оружия.

Индустриальный директор кластера вооружений, боеприпасов и спецхимии Госкорпорации «Ростех» Бекхан Оздоев рассказал о прак­тических подходах к этим вопросам, дал объективную оценку возможностям разных образцов бронетехники и расставил точки над «i» в теме защиты от дронов, заполонивших небо над фронтом.

«СП»: Бронетранспортёр БТ-3Ф критиковали в СМИ за отсутствие защиты от FPV-дронов. Якобы эта машина не соответствует современным условиям боя, вместо неё нужно применять лёгкие транспортные средства, например квадроциклы. Насколько это соответствует действительности?

— Подобные мнения мы слышим не впервые. С одной стороны, звучат призывы к созданию сверхзащищённых тяжёлых БМП и БТР, с другой — высказывается идея массового применения лёгкой незащищённой техники: багги, квадроциклов и прочего.

Читайте также
Вдвое быстрее "Конкорда": в Китае конструируют гиперзвуковой пассажирский самолет Вдвое быстрее «Конкорда»: в Китае конструируют гиперзвуковой пассажирский самолет Танцующие ракеты и космический фейерверк. Чем еще готовы удивить мир ученые из КНР

Подобные точки зрения имеют право на жизнь, но не стоит рассматривать их как универсальные решения.

Например, никто не вдаётся в детали, какой на практике будет тяжёлая БМП, способная выдерживать многократные попадания ПТУР и FPV-дронов с кумулятивными боевыми частями с различных ракурсов.

При попытке реализовать подобный проект получится нечто значительно большее, чем широко разрекламированная сегодня Bradley, которая зачастую выводится из строя одним-двумя попаданиями, несмотря на наличие динамической защиты Brat.

Для того, чтобы броня тяжёлой БМП с динамической защитой и дополнительными экранами действительно отражала неоднократные попадания, такой машине потребуется масса порядка 60 тонн. Это больше, чем у основного танка.

Такая техника будет нуждаться в усиленной ходовой части, мощном двигателе, сложной трансмиссии. И даже в этом случае не обеспечит гарантированной защиты и выживаемости экипажа и десанта в современном конфликте с высокотехнологичным противником.

В позднесоветский период рассматривалась идея создания тяжёлых БМП и БТР, такие машины проектировались.

Планировалось, что по уровню защищённости они должны соответствовать основным танкам и будут действовать с ними в единых боевых порядках при ведении действий на переднем крае.

В настоящее время работы над тяжёлыми БМП продолжаются, есть конкретный результат. Но эти машины никогда не смогут стать массовым решением для вооружённых сил, так как они очень дороги, а их производство, эксплуатация, ремонт требуют больших ресурсов и трудозатрат.

Войска нуждаются именно в массовом и доступном транспорте, а тяжёлые бронемашины должны использоваться как специализированный тип.

На другом полюсе находятся предложения массово использовать незащищённые багги и квадроциклы в рассредоточенных боевых порядках. Однако бойцы на них открыты для всех видов средств поражения.

Такая техника и её экипажи уязвимы и для огня стрелкового вооружения, и для выстрелов АГС, и для противопехотных мин или артиллерийских снарядов. Более того, в ответ на тактику подобных мобильных групп создаются FPV-дроны с воздушным подрывом, чтобы увеличить зону поражения.

Это приводит, как минимум, к ранениям бойцов. Да и обычные FPV-дроны эффективны при выстроенной системе взаимодействия их операторов — это подтверждают кадры поражения российскими дроноводами подобных мобильных групп ВСУ на квадроциклах.

Опыт СВО подтвердил уже многократно доказанный факт — ключевое значение имеет не только качество бронетехники, но и её количество, а также высокая адаптивность к разным видам боевого применения.

И в количественном плане квадроциклы, мотоциклы и прочие сверхлёгкие средства, у которых защитой является только скорость и манёвренность, равно как и сверхтяжёлые бронемашины, будут составлять наименьшую часть сухопутного парка, ибо у них особые ниши. Первые — ввиду специфичности применения, вторые — ввиду сложности таких машин.

«СП»: Какое место БТ-3Ф занимает в классификации типов техники?

— БТ-3Ф создавался как гусеничный плавающий бронетранспортёр для морской пехоты. Это накладывает ограничения по массе. Он должен иметь определённый уровень мореходности, чтобы самостоятельно преодолевать достаточно протяжённые участки на плаву.

Кроме того, машина должна быть авиатранспортируемой, и в её конструкции учтены возможности морских десантных средств.

Основная задача БТ-3Ф — обеспечить мобильность подразделений, в том числе при форсировании морских и водных преград, при переброске личного состава и грузов к переднему краю.

В этой связи в базовом варианте защита бронетранспортёра ориентирована на отражение осколков, пуль стрелкового оружия до 12,7 мм и противопехотных мин. В то же время в лобовой проекции он держит снаряды пушки калибра 30 мм.

Бронетранспортёр построен на базе БМП-3, но лишён тяжёлого боевого модуля с пушкой. Это позволило высвободить массу — более трёх тонн, которую использовали для размещения всевозможной полезной нагрузки.

Читайте также
New York Times: Сумы и Константиновка – главные трофеи летнего наступления русских New York Times: Сумы и Константиновка — главные трофеи летнего наступления русских Новая тактика ВС РФ позволила увеличить темпы продвижения и резко сократить потери бронетехники

Сегодня в принципе любая боевая техника должна иметь модульность, возможность установки комплектов дополнительной защиты, адаптироваться под различные условия обстановки и угрозы.

И БТ-3Ф подобными качествами обладает. Опыт СВО показывает, что применение РЭБ, постановка аэрозольных и дымовых помех, «мангалов», противокумулятивных решёток и противодронных сеток лучше защищают от FPV-дронов, чем стандартные методы. И на государственные испытания изделие поставлено уже с необходимыми комплектами дополнительной защиты.

Среди важных преимуществ этого бронетранспортёра можно отметить высокую проходимость на сложных грунтах. Машина абсолютно ремонтопригодна благодаря унификации с БМП-3. Также БТ-3Ф прост в обслуживании, имеет разумную стоимость и может выпускаться крупными сериями. Это позволяет обеспечить значительное число подразделений защищённым транспортом массово и в срок.

Таким образом, концепция БТ-3Ф базируется на множестве факторов одновременно: характер боевых задач, экономическая эффективность, сохранение мобильности, логистика, серийность, живучесть и тактика применения. Это не единичное решение, а часть продуманной системы.

«СП»: И все же остаётся открытым вопрос, как гарантировать защиту от FPV-дронов.

— Это один из ключевых вопросов современной войны в принципе. Повторюсь: решётки, экраны, противодронные сетки, аэрозольные постановщики — иногда показывают лучшую эффективность против FPV-дронов, чем традиционная броня и динамическая защита. Однако при всей важности этого нельзя полагаться исключительно на пассивную защиту.

Основной путь — борьба с самой сутью угрозы. Это уничтожение дронов в воздухе, перехват дронов-разведчиков, которые являются «глазами» противника, подавление каналов связи беспилотников, поражение пунктов управления БПЛА, уничтожение в тылу предприятий по производству дронов, нарушение логистики поставок этих систем у про­тивника.

Российские силы работают в этом направлении и часто добиваются превосходства в «малом воздухе», что напрямую влияет на эффективность наступательных действий. Высокую эффективность, к примеру, показывают дроны-перехватчики различного типа, уничтожающие ударные беспилотники противника, системы РЭБ, заставляющие их десятками валиться на землю. Нужно решать проблему с этой стороны, а не пытаться создать технику, которая «проглотит» десятки БПЛА. Должен быть баланс между защитой от угрозы и борьбой с ее причиной.

Читайте также
Катастрофа Ми-8 в Охотске, которой могло не быть. Авиационные власти продолжают экономить на безопасности Катастрофа Ми-8 в Охотске, которой могло не быть. Авиационные власти продолжают экономить на безопасности Еще 10 лет назад создана система, обеспечивающая постоянный технический контроль полетов малой авиации

«СП»: А что можно сказать насчёт дверей как у «Ламборгини», в которые якобы легко залетает дрон?

— Форма и принцип действия таких дверей продиктованы основной задачей машины — доставить десант до берега, а в нештатной ситуации дать возможность быстро покинуть тонущую машину через широкие верхние створки, не ждать открытия аппарели, которая откроется в воде или нет — неизвестно, и не протискиваться в маленькие люки.
Что касается залетания дрона в створки, то это очень сомнительный аргумент.

Он с таким же успехом залетит и в аппарель у Bradley, и в люк к мехводу, если беспилотник не подавить и дать его оператору возможность спокойно действовать, выискивая слабые места.

Если нет противодействия вражеским FPV, оператор может выбрать любой удобный момент поражения машины, особенно при спешивании. Мы это регулярно видим в хронике с фронта — те же Bradley многократно уничтожались, поражённые в уязвимые места, в том числе в открытую аппарель, в которой находился украинский десант. Потому и акцент нужно делать не на форме дверей, а на противодействии самой угрозе.

«СП»: В недавнем ролике о БТ-3Ф был показан эпизод, где спешенный десант движется за машиной. Это тоже вызвало критику.

— В ролике представлен один из вариантов применения машины при моделировании контртеррористической операции. Что касается общевойскового применения машины, то, конечно, тактика значительно меняется. Если вырвать эпизод из общей картины и представить, что БТ-3Ф в одиночку атакует укреплённую позицию, то это выглядит странно, ведь у этой машины нет задачи ходить в атаку или в штурмы.

В реальности используется сложная тактика: наступает группа машин — танки, БМП, БТР, проводится артподготовка, зачищается «малый воздух», работает разведка, огневые средства подавляют очаги сопротивления. В таких условиях БТ-3Ф будет находиться во второй линии, чтобы обеспечить доставку и спешивание десанта вблизи позиций противника, одновременно оказывая поддержку пулемётным огнём.

С другой стороны, без разведки и подавления угроз огневых средств врага любая техника — хоть одиночная машина, хоть группа машин — будет уничтожена независимо от уровня защиты. Это мы не раз видели при попытках контрнаступления ВСУ, в том числе с применением тяжёлой и высокозащищённой западной техники.

Последние новости
Цитаты
Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня