
Приоритетной целью для американских дальнобойных крылатых ракет «Томагавк», если Вашингтон все же решится на их скорую передачу Украине, станет крупнейшее российское оборонное предприятие, на котором наряду с местным персоналом сегодня трудятся «20 тысяч северокорейцев».
Об этом в эфире телеканала Fox News заявил отставной генерал армии США Джек Кин. Бывший заместитель начальника штаба Сухопутных войск Штатов (с 1999 по 2003 годы). В настоящее время — ведущий аналитик в области национальной безопасности и председатель вашингтонского Института изучения войны.
О каком именно нашем предприятии толковал генерал Кин? Почти наверняка — об огромном и непрерывно расширяющемся военном заводе в Особой экономической зоне «Алабуга» (Татарстан). С 2022 года «заточенном» на выпуск ударных беспилотников-камикадзе типа «Герань» различных модификаций. Потому что и зарубежные, и наши источники не раз сообщали, что как раз туда по соглашению с Пхеньяном направляются тысячи северокорейских рабочих.
В частности, российское издание «БИЗНЕС Online» в марте рассказало, что в «Алабуге» «есть колоссальная потребность в низкоквалифицированном, малооплачиваемом труде». В последние годы там срочно необходимы высокодисциплинированные и работящие каменщики, бетонщики, сварщики и другие специалисты-строители.
Для заполнения возникших вакансий, по сведениям «БИЗНЕС Online», на завод в немалых количествах по временным трудовым соглашениям давно завозятся граждане Вьетнама, Мьянмы, Пакистана и даже некоторых стран Африки. Но больше всего рабочих (десятки тысяч!) из Северной Кореи.
Причем, как считается, эти посланцы Ким Чен Ына в Татарстан прибыли не столько строить, сколько на самых современных поточных линиях обретать производственные навыки по выпуску высокоточного оружия. К каковому БПЛА «Герань», вне всякого сомнения, и относятся.
С чего вдруг конкретно на этом на оборонном заводе такой кадровый ажиотаж? А дело в том, что с каждым годом Россия наращивает там производство ударных дронов.
Тут арифметика такова. Сегодня «Алабуга» ежесуточно отгружает фронту порядка 100 «Гераней». Но в ближайшие год-два это количество должно вырасти ни много, ни мало — впятеро. Во всяком случае, такие данные в мае нынешнего года привели в ТАСС со ссылкой на руководителя Бюро военно-политического анализа Александра Михайлова.
За рубежом уверены, что и сегодня не вся продукция завода тут же летит к целям на территории Украины. Часть дальновидно накапливается Москвой для неких решающих для России воздушных операций.
Но вы только представьте, что будет, если однажды одновременно в массированную атаку на вражеские цели нами будут брошены даже не сотни — тысячи «Гераней»! Никакая система ПВО в мире удара такой интенсивности отразить не в силах. Обескровленная предыдущими сокрушительными потерями и почти лишенная пополнений американской боевой техникой в нынешнем году украинская — тем более.
Вот для того, чтобы такая убойная перспектива стала реальностью, и работает в поте лица сегодня военный завод в «Алабуге». На котором, по данным открытой печати, с 2023-го по настоящее время производственные площади выросли вдвое — до 160 тысяч квадратных метров. Введены в строй пять производственных цехов и еще четыре возводятся в лихорадочном темпе.
Вполне понятно, что наших врагов это сильно даже не беспокоит — страшит! Поэтому не так давно они уже пытались бить по «Алабуге».
Первый раз и почти безрезультатно — в апреле 2024 года. Но самая опасная атака на важнейшие для обороноспособности России заводские цеха случилась 15 июня 2025-го.
В тот день завод был атакован своеобразной беспилотной «спаркой» дальнего действия. Впереди летел превращенный Киевом в БПЛА легкий самолет украинского производства А-22 «Воздушная лисица». С двумя бомбами на подвеске. За ним — буксируемый той же «Воздушной лисицей» планер со 100-килограммовой боевой частью.
Как заявили власти республики, тот удар мы не без потерь, но отразили. Глава республики Рустам Минниханов рассказал, что обломки сбитого беспилотника упали на здание КПП автомобильного завода. В результате пострадали 13 человек, а один погиб.
Но поточные линии по официальной версии не останавливались ни на сутки.
Что будет теперь, если по зловещему предсказанию американского генерала Кина производство «Гераней» в Татарстане противник вскоре на самом деле вознамерится останавливать уже не «Воздушными лисицами», а высокоточными «Томагавками» с полутонными боевыми частями?
Тут ровно так же, как и у наших врагов с проблемой отражения налетов «Гераней» на Украину. Пока в воздух поднимается сравнительно небольшое число средств воздушного нападения сбивать их реально. Если полетят тучи таких — для любой из сторон все сильно осложнится.
Стало быть, ключевой показатель и для нас: если США действительно решатся одарить попрошайку Зеленского своими «Топорами» для перевода и без того регулярных нападений на Россию в новое качество — сколько ракет Вашингтон отвалит Киеву? А еще главней для нас: сколько «Томагавков» на самом техническом максимуме сможет использовать Украина в одном залпе?
Откровенно говоря, пока со всем этим для Зеленского все довольно уныло.
На днях британская деловая газета Financial Times со ссылкой на бывшего сотрудника Пентагона, а ныне военного аналитика Марка Кансиана и директора оборонной программы в Центре новой американской безопасности Стейси Петтиджон высказала мнение, что «США смогут поставить Украине лишь несколько „Томагавков“, которые не окажут особого влияния на ход и динамику войны».
«Это связано с тем, что, по данным военных экспертов, из 200 ракет „Томагавк“, закупленных Пентагоном с 2022 года, более 120 уже были запущены. Министерство обороны запросило финансирование лишь на 57 „Томагавков“ в бюджете на 2026 год. Вероятно, Вашингтону также понадобятся „Томагавки“ для нанесения удара по венесуэльской территории», — рассуждает FT.
А опрошенная газетой Стейси Петтиджон оказалась даже более конкретна. Она считает, что Соединенные Штаты в силах выделить Киеву максимум от 20 до 50 «Томагавков». Что вообще-то иначе как чисто политическим и символическим жестом со стороны Вашингтона назвать просто невозможно.
Для собственной оценки эффективности такого рода откровенно враждебного для нас жеста американцев обратимся к опыту прежних вооруженных конфликтов, в которых Штаты использовали свои «Томагавки».
Всего известно о 15 фактах применения крылатых ракет «Томагавк» — Ирак (1991, 1993, 1996, 1998 и 2003 гг.), Босния (1995 г.), Судан (1998 г.), Югославия (1999 г.), Афганистан (1998, 2001 гг.), Ливия (2011 г.) и Сирия (2014, 2017, 2018 гг.). Общее количество задействованных в этих конфликтах боеприпасов составляет, по разным оценкам, от 2.400 до 2.520 единиц.
Вроде — впечатляет. Но сколько из них угодило туда, куда и было направлено?
Скажем, о некоторых итогах боевой работы американских ракетчиков по бывшей Югославии в свое время «Аргументам недели» рассказывал генерал-полковник Анатолий Ситнов, в прошлом — начальник вооружений ВС РФ до 2000 года.
Вот его слова: «Я вам скажу про Сербию. Американцы пустили на эту страну 272 ракеты „Томагавк“. А мы дали сербам трехмерную карту их территории. Они провели большие мероприятия по изменению ландшафта, а крылатые ракеты летают только по коридорам, где перепад высоты 100−150 метров. И из 272 ракет сбили почти 80 штук… Было сделано то, что не позволило им пройти по тем маршрутам, где должны были идти. Это мы отрабатывали ещё в своё время в Ираке».
Кроме того, генерал Ситнов тогда рассказал и о другом тактическом приеме, оказавшимся весьма полезным в борьбе с этими крылатыми ракетами. Речь об огромных кевларовых сетях с ячейками от 2,5 до 2 метров, которые обороняющиеся на стрелах подъемных кранов заранее натягивали на предполагаемых путях пролета «Томагавков» к важнейшим объектам. К мостам через Дунай — в том числе.
А в целом с результативностью боевого применения «Томагавков» в 1999 году в небе Югославии американцы едва дотянули до 55%. И это при том, что противодействовали им тогда в основном старые-престарые ЗРК советского производства «Квадрат», «Стрела-1» и «Стрела-10». То, чем, случись чего, это заокеанское оружие встретит Россия в собственном небе — никакого сравнения.
Некоторые специалисты полагают, что в любом случае в случае атак по нашему глубокому тылу вроде предприятий «Алабуги» указанные цели будет способно поразить максимум 10−20 процентов стартовавших вражеских ракет. Вроде — тоже немало, если учесть боевое могущества каждой боеголовки «Томагавков».
Но тут, полагаю, снова необходимо вернуться к обнародованным выше подсчетам газеты Financial Times. В соответствие с ними, как уже сказано, США на самом деле передадут Киеву лишь несколько десятков «Топоров». Однако и это станет для противника не единственным ограничителем силы удара. Другая проблема для врага — наземные пусковые установки, с которых эти летающие дряни только и могут стартовать в украинских условиях.
В этом смысле вариант для Киева единственный — новый мобильный береговой ракетный комплекс Long Range Fire (LRF). В переводе «Огонь на большое расстояние». Разработанная к 2023 году пусковая установка на двухосном колесном шасси JLTV ROGUE-Fires от компании Oshkosh Defense предназначена для стрельбы ракетами на выбор — «Томагавк» или SM-6. В интересах и по заказу Корпуса морской пехоты США.
Однако вот загвоздка для врага: на каждой такой установке лишь по одному пусковому контейнеру. Стало быть, и означенных ракет с каждой LRF единовременно можно запустить всего по одной.
И еще. После проведенных испытаний LRF сильно не понравилась заокеанским морпехам. Поэтому почти тут же после приема на вооружение была снята с производства. А вместо нее Корпусу десантников предложен береговой ракетный комплекс NMESIS с противокорабельной крылатой ракетой NSM (Naval Strike Missile). Его-то они теперь и осваивают.
Пока суть, да дело, в Штатах ушлые промышленники все же успели наклепать по разным данным от четырех до восьми малопригодных к делу LRF. Почти наверняка их-то за ненадобностью Пентагон и попытается теперь сбагрить Украине.
Если так и случится, выходит, при самых благоприятных для врага обстоятельствах более 4−8 ракет «Томагавками» в одном залпе ВСУ просто технически не смогут выстрелить. Сколько из них сквозь мгновенно насторожившуюся систему ПВО России прорвется к той же «Алабуге»? Даже гадать излишне. Просто слезы для Киева. С поражающим эффектом, не сильно превосходящим тот, что летом произвела тихоходная украинская «Воздушная лисица» с планером на буксире.