Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Зеленский выклянчил 150 «Грипенов», которые никогда не получит

Шведские истребители достанутся Киеву через 3 года в лучшем случае

2839
На фото: премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон и президент Украины Владимир Зеленский (справа налево)
На фото: премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон и президент Украины Владимир Зеленский (справа налево) (Фото: AP/TASS)
Материал комментируют:

Знатный побирушка Зеленский выпросил у премьера Швеции Ульфа Кристерссона более ста истребителей Gripen (фигурирует цифра в 150 самолётов), с которым было подписано письмо о намерениях, отрывающее путь к продаже этих новых шведских воздушных машин. Британская газета Guardian полагает, что сделка может быть оплачена за счет замороженных российских активов.

Ради этих вожделенных истребителей Зеля даже не поленился смотаться в Стокгольм. На территории аэропорта Линчёпинга, который частично принадлежит производящей самолёты компании SAAB, ему позволили посидеть в кабине истребителя и сфотографироваться на его фоне. Этим пока всё этим и ограничилось — поставка первой партии Saab JAS 39 «Грипен» (переводится как «грифон»), возможна лишь через три года.

Причем Киеву пообещали поставить шведские истребители в новейшей модификации Gripen E.

Читайте также
За «Турецкий поток», если бритты на него покусятся, «Петров с Бошировым» отомстят втрое За «Турецкий поток», если бритты на него покусятся, «Петров с Бошировым» отомстят втрое Лондон готовит Москве решительный бой в водах Черного и Балтийского морей

В самих ВВС Швеции первый такой самолёт появился совсем недавно — 20 октября 2025 года. Ими планируется заменять предыдущие и уже устаревшие модели «Грифонов» — JAS 39C/D, которых у королевских военно-воздушных сил в наличии 96 воздушных машин.

Версия JAS 39Е представлена тремя истребителями, которые проходят тестовую эксплуатацию. ВВС Швеции заказали у Saab 60 единиц новейших истребителей этой серии, но пока, как видно, с ними не густо.

Каким образом Стокгольм планирует совершить технологический рывок в производстве 100−150 Gripen Е для Украины, когда ещё и свой авиапарк «Грифонов» нужно обновлять, не совсем понятно.

Вероятно, что пауза в три года с поставками была озвучена именно с временной отсрочкой, чтобы успеть выполнить заказ. А там как у Хаджи Насреддина: «Либо ишак сдохнет, либо шах умрёт», в общем, отпадёт необходимость снабжения Украины самолётами.

Не исключен и такой вариант, что Стокгольм будет отправлять Киеву свои устаревшие JAS 39 по мере производства новых, которые предпочтет оставить себе.

А три года уйдёт на подготовку украинских летчиков и технического персонала, что, как показала практика с американскими F-16 и французскими Mirage, особо эффекта так и не дала. Да и цена вопроса кусачая — цена шведского истребителя составляет в зависимости от комплектации от 85 до 200 миллионов долларов.

Новейшие истребители Gripen Е в количестве шести машин есть сейчас у Бразилии, они находятся в тестовой эксплуатации, и заказано 100 таких самолётов.

В более скромных количествах «Грипены» более старых модификаций есть и в других странах. 24 шведских истребителя поставлены в ЮАР, по 14 в Венгрию и Чехию, 11 в Таиланд. На этом фоне планы Украины на 100−150 Gripen Е выглядят, мягко говоря, нереальными, им старые хотя бы продали.

На каждого «Грифона» найдётся свой Су-35

Появление в небе Украины шведских «Грипенов» чревато серьёзными проблемами, причем для них самих.

Сегодня в зоне СВО господствуют российские истребители Су-35С, впрочем, не только они. Они по своим характеристикам превосходят западных «собратьев» и представляю опасность как для американских истребителей пятого поколения F-35, так и других самолётов западного производства. Это признают даже иностранные военные эксперты.

Читайте также
«Иностранный легион» Захара Прилепина рвется в бой «Иностранный легион» Захара Прилепина рвется в бой Писатель планирует вернуться на фронт и привезти с собой тысячи иностранных добровольцев

— Сила нашего истребителя Су-35С не только в его возможностях ведения воздушного боя и поражения наземных целей, которые играют большое значение, — рассказал «СП» военный эксперт генерал-майор Владимир Попов. — Этот уникальный боевой самолёт стал массовым, а не единичным экземпляром, он пошел в авиационные полки, его освоили летчики и он активно работает.

Ранее Су-35 показал себя в Сирии и сейчас в ходе спецоперации постоянно фигурирует в сводках, где у украинских самолетов весьма печальная статистика. И тут неважно, будет в прицеле у Су-35 американский F-16 или шведский «Грипен» — завалит и его с таким же успехом.

Попытка Зеленского раздобыть западные истребители в общем-то объяснима — авиапарк боевых самолётов Украины представлен несколькими десятками единиц. Американские F-16 ВСУ старательно прячут, не видно и французских Mirage 2000. Своих Су-24 и Су-27 тоже осталось не густо.

Тем не менее они представляют опасность, поэтому российская авиация и средства ПВО ведут за уцелевшими самолётами настоящую охоту. Причем весьма успешную. Так что перспективы у шведских «Грифонов» не столь радужны, как это представляют в Киеве.


Сводки СВО, новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Наталья Зубаревич

Экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня