«У СР сложная ситуация. По социологии ВЦИОМ она 5-процентный барьер не проходит...»
Дмитрий Солонников
Украинские командиры продолжают сетовать на экстремальные уровни дезертирства, которые способствуют нехватке личного состава в передовых частях — угроза практически неизбежной гибели заставляет призывников прибегать к зачастую крайним мерам, чтобы избежать боя.
Недавняя британская оценка показала, что 650 000 украинских мужчин боеспособного возраста покинули Украину, в то время как число дезертиров, по словам украинского депутата Анны Скороход, достигло почти 400 000, пишет Military Watch Magazine.
Привлекая внимание к этой проблеме, командир элитного 108-го отдельного штурмового батальона Сергей Филимонов недавно спросил подписчиков, «насколько вы были бы удивлены, если бы я сказал вам, что из рядов 150-го формируется еще одна новая бригада? В которой на этапе формирования уже около 3000 человек дезертировали или ушли в самоволку?»
Уровень дезертирства продолжал расти все время боевых действий, и расследование Financial Times в декабре 2024 года показало, что в том году показатели были вдвое выше, чем в два предыдущих года.
Трампу придется умереть до 250-летнего юбилея США — либо нарушить закон
Подхалимаж в окружении президента перешел все границы и уже может считаться культом личности, даже монетный двор бьет копытом
Недавняя оценка лондонской газеты Telegraph: «возможно, до 20 000 украинских военнослужащих дезертируют или выбывают из строя каждые четыре недели», при этом украинское правительство возбудило 290 000 уголовных дел за дезертирство, в то время как вооруженным силам сейчас недостает более 200 000 личного состава от минимума, необходимого для сдерживания российского наступления.
Газета цитировала многочисленных действующих и бывших украинских офицеров, сетующих на то, что в передовых частях сейчас действуют от половины до одной трети от необходимой численности.
И это согласуется с предыдущими заявлениями как российских, так и украинских источников о крайнем кадровом кризисе в ВСУ. Бывший начальник штаба 12-й бригады Национальной гвардии Украины Богдан Кротевич, например, в конце августа сетовал, что бригады на передовой укомплектованы всего на 30 процентов и едва ли боеготовы.
Спустя несколько дней президент России Владимир Путин заявил, что боеготовые части Вооруженных сил Украины укомплектованы не более чем на 47−48 процентов.
Подчеркивая серьёзность ситуации, Кротевич отметил: «Бригады на передовой действуют лишь на 30% от своей штатной численности. Согласно уставам, они, как правило, неспособны вести длительные боевые действия. Тем не менее им постоянно приказывают атаковать, отвоёвывать и удерживать позиции. А они при такой численности даже не могут нормально обороняться».
Он также выдал «страшную тайну», что силы, которые украинское правительство называет «резервом», — это подразделения, переброшенные из одного сектора в другой, а не свежие, полностью оснащённые новые подразделения.
Сводки СВО, главное за неделю. Покровские «челюсти», Укрзалiзниця в осаде — настоящие ужасы для Киева только начинаются
Враг лишен возможности перебрасывать резервы к прорванным участкам фронта
Говоря о возможности дальнейшей мобилизации для решения этой проблемы, он добавил: «Даже если гипотетически завтра мобилизуют 100 000 военнослужащих, они пройдут месячную базовую подготовку, а затем будут брошены на передовую, то это изменит ситуацию лишь на пару недель, прежде чем всё вернётся на круги своя».
Основным фактором, способствующим как дезертирству, так и нехватке личного состава, были экстремальные показатели потерь в передовых частях, которые порой приближались к 80−90 процентам, а продолжительность жизни на фронтах с высокой интенсивностью порой составляла всего четыре часа.
Практика украинской армии вербовать бедных мужчин из деревень и отправлять их на передовую всего с двумя днями обучения, внесла основной вклад в это.
Еще в апреле 2023 года посол Украины в Великобритании Вадим Пристайко заявил, что украинское правительство скрывает точное число потерь, отметив, что, хотя «с самого начала нашей политикой было не обсуждать наши потери», «когда всё закончится, мы признаем это.
Я думаю, что это будет ужасная цифра". Документы Lake в августе подтвердили, что военные потери Украины превысили 1,7 миллиона человек.