«Политика руководства телевидения безобразная. Она не способствует развитию людей...»
Роберт Нигматулин

Интересы России в Арктическом регионе защищаются различными силами и средствами, как наземными, морскими, так и воздушными. Сейчас Запад всполошился из-за активизации здесь самолётов Ту-160 «Белый лебедь», которые немецкое издание Merkur в своей публикации называет «чудо-бомбардировщиками».
«Путин отправляет дальние бомбардировщики кружить над Арктикой. Этот регион по-прежнему представляет большой интерес для российского лидера, который недавно усилил мурманскую авиабазу, чтобы обеспечить свое господство», — отмечает немецкое издание.
«Усиленная база Путина» — это аэродром Североморск-3, расположенный в 28 километрах от Мурманска. Там, к слову, базируется и 100-й корабельный авиационный полк. А вот стратегические бомбардировщики Ту-160 здесь «залетные», это такая площадка подскока, при этом и взлётно-посадочная полоса и вся аэродромная инфраструктура оборудованы под прием тяжелых самолётов.
«Эффект ежа»: Лукашенко прикрылся «Железным куполом» от Литвы и Польши
ARG: новые «Торы» в Беларуси перекраивают всю геополитическую карту Европы
В Мурманской области есть и ряд других военных аэродромов, те же Североморск-1, Мончегорск. А ещё авиабаза Оленья на Кольском полуострове. Все они могут использоваться стратегической авиацией ВКС.
Когда недавно «Белые лебеди» 11 часов кружили над Северным Ледовитым океаном, это вызвало даже не испуг, а некую панику на Западе. Нет, а что вы думали?
У России есть свои интересы в Арктике, есть ещё и стратегические бомбардировщики, в числе которых помимо Ту-160 присутствуют и Ту-95 «Медведь» и Ту-22 (по кодификации НАТО Blinder — «Ослепляющий»). И они на земле не простаивают, а ведут постоянное боевое патрулирование, в том числе и в Арктическом регионе.
Ещё одна заполярная точка — аэродром Рогачёво на Новой Земле. Это один из десяти военных аэродромов в Арктике, программа по строительству и модернизации которых началась в 2016 году. Сейчас все они являются действующими.
Из основных военно-воздушных баз можно указать места их базирования — на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа и на территории Мурманской области. Все аэродромы, несмотря на суровый климат Заполярья, являются всепогодными.
— В советские времена в этом регионе было достаточно большое количество военных аэродромов, — рассказал «СП» известный путешественник, руководитель арктических экспедиций Дмитрий Шпаро. — А аэродром — это не только сами самолёты и техника, это своеобразное место притяжения людей со всей округи. Была возможность устроиться на работу, в военных городках были школы, магазины. Такие места активно развивались и прирастали населением.
После некоторого затишья, когда военных сократили, сейчас аэродромы восстанавливают. Я был на острове Котельный, там отличный аэродром «Темп» существует, туда тоже люди потянулись.
Есть, конечно, такое обстоятельство как экологический урон, который невольно наносится природе, но сейчас Минобороны строго к этому относится, собирает тот хлам, который копился десятилетиями.
Военные аэродромы нужны и для охраны Северного морского пути, это очевидно, но требуется развитие и гражданских объектов, как, например, международный аэропорт Сабетта на Ямале.
Когда мы с сыном Матвеем пересекали на лыжах Берингов пролив, приближаясь к побережью Аляски, заметили большое количество самолётов, как больших, так и легкомоторных.
Подводная война: «Титановые монстры» России бесят США потому, что их невозможно заметить
«Превосходство американского подводного флота давно находится под большим сомнением»
У нас такого, увы, нет. Для северных расстояний нужна именно авиация с сетью аэродромов.
Пока же о приоритетах освоения Арктики говорят лишь крупные компании, занимающиеся газонефтедобычей, ну и Минобороны РФ, которое концентрирует усилия на создании в Арктике военной инфраструктуры, совершенствовании аэродромной сети, внедрением передовых технологий, связанных с материально-техническим обеспечением. Север у нас по-прежнему в большей части остаётся военным.
Собственно, о «Белых лебедях»
Россия продолжает наращивает число улучшенных самолётов Ту-160М2. Назвать «старым» этот самолёт язык не поворачивается, хотя свой первый полёт экспериментальная воздушная машина совершила ещё в 1981 году (начало эксплуатации в ВВС с 1987 года).
Этот сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности (в классификации НАТО Blackjack — «Чёрный валет») является самым крупным и мощным сверхзвуковым самолётом с непревзойдённой скоростью в своем классе. В модификации Ту-160М2 это уже совершенная новая воздушная машина, которая сохранила лишь внешнее сходство с предшественниками.
На вооружении ВКС России стоят 17 стратегических бомбардировщиков Ту-160. Эту невероятно элегантную многотонную машину, которая является самым крупным и самым мощным военным сверхзвуковым самолетом, установившую 46 мировых рекордов, летчики прозвали «Белым лебедем».
Их вторая жизнь началась именно после глубокой модернизации до уровня Ту-160М2, которая была проведена на Казанском авиационном заводе.
Цена обновленного самолёта примерно 16 миллиардов рублей, и таких пока 7 машин. Минобороны анонсировало и новые заказы, но официально их число не раскрывалось.
— Бомбардировщики Ту-160 в ближней перспективе останутся мощным средством ядерного сдерживания, — рассказал «СП» авиационный эксперт Юрий Пеляев. — Ставка делается на сверхзвуковую скорость полёта и молниеносное поражение целей ракетами, в первую очередь, стратегическими крылатыми ракетами, способными нести ядерные боеголовки.
«Белым лебедям» даже не нужно входить в зону ПВО противника, их вооружение способно достигнуть цели на расстоянии от двух до пяти тысяч километров.
Строительство новых Ту-160 позволит полностью закрыть нишу вооружений на случай ядерного конфликта с глубоким проникновением в зону действия систем противовоздушной обороны. Для США и Европы это тревожный сигнал и отставание по средствам воздушной доставки тяжелых вооружений.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».