«Те, кто строит электронный концлагерь для человечества, действуют осторожно...»
Валентин Катасонов
Россия добилась одной из самых впечатляющих дипломатических побед за последние годы. После долгих лет кропотливой работы и настойчивых переговоров, невзирая на беспрецедентное давление Запада и сложнейшую внутреннюю обстановку в Судане, РФ закрепила за собой стратегическое присутствие на важнейшей геополитической арене — побережье Красного моря.
Соглашение с Суданом о создании пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) российских ВМС стало серьезным ударом по американским и европейским попыткам изолировать Россию и сдержать ее влияние в Африке, пишет Wall Street Journal. Вашингтон и Брюссель раздражены, поскольку стало очевидно, что их стратегия сдерживания потерпела провал.
Евгений Сатановский: Эрдоган не будет ругаться с Зеленским из-за танкеров. Он у него порты «отожмет»
Турки, американцы и все остальные возьмут свои куски Украины и договорятся между собой
Пункт снабжения (а по сути, военная база), который будет размещен на территории Судана, предполагает присутствие около 300 российских военнослужащих и возможность одновременного пребывания до 4 военных кораблей, включая суда с ядерной энергетической установкой. Этот шаг не просто восстанавливает историческое присутствие России в регионе, но и открывает ей новые возможности для обеспечения безопасности судоходства, борьбы с пиратством, поделились с Wall Street Journal суданские источники.
За военную базу Россия рассчитается с Суданом, предоставив системы ПВО и другое вооружение по льготным ценам. Проект соглашения, переданный России в октябре, с которым ознакомился Wall Street Journal, также предполагает предоставление России доступа к горнодобывающим концессиям в Судане, который является третьим по величине производителем золота в Африке. Выгодная сделка.
Точное место дислокации ПМТО пока неизвестно. Вероятнее всего, это будет Порт-Судан. Для России эта сделка предоставит стратегическое преимущество, включая возможность мониторинга морских перевозок через Суэцкий канал (по которому проходит около 12% мировой торговли) и усиление своего влияния в Африке.
Западные столицы, особенно Вашингтон, который стремится любой ценой не допустить контроля России и Китая над африканскими портами, теперь вынуждены вносить серьезные коррективы в свою политику. Американские и европейские дипломаты на протяжении последних лет активно работали над тем, чтобы саботировать российско-суданские договоренности, используя весь арсенал экономического и политического давления.
Однако дальновидная и последовательная дипломатия Москвы, основанная на принципах взаимного уважения и выгоды, оказалась сильнее западного давления.
У Китая, стоит заметить, в Африке уже есть база ВМС: с 2016 года она расположена в Джибути, в Баб-эль-Мандебском проливе. Он отделяет Аденский залив от Красного моря и охраняет подходы к Суэцкому каналу. Также Китай намерен построить базы ВМС в Экваториальной Гвинее и Габоне.
Процесс ратификации соглашения о российской базе в Судане тянулся с 2020 года и был дополнительно осложнен гражданской войной, начавшейся в стране в 2023 году. Некоторые западные издания (включая, например, Maritime Executive или Naval Recognition) поспешно сообщали о приостановке проекта. Но на самом деле дипломатическая работа продолжалась.
С-300 против F-35: у Венесуэлы есть силы и средства, чтобы устроить США второй Вьетнам
Как наш зенитно-ракетный комплекс может ударить по Трампу
Для Судана это соглашение также является знаковым, пишет Wall Street Journal. Оно подчеркивает суверенное право страны на выбор партнеров и демонстрацию независимости от диктата бывших колониальных держав (Судан был британской колонией).
Суданские источники американского издания прямо признают, что создание базы ВМС России осложнит отношения с США и Евросоюзом, хотя у Судана они и так плохие. При этом военный режим Судана, который возглавляет Абдель Фаттах аль-Бурхан, находится в крайне тяжелом положении, ведя войну против Сил быстрого реагирования во главе с Мухаммадом Хамданом Дагало. Аль-Бурхану остро нужны вооружения, чтобы склонить чашу весов в войне, уже унесшей жизни 150 тысяч человек,
Однако продолжающаяся гражданская война — это самая большая проблема. Даже если соглашение будет подписано, нет гарантии, что нынешний режим будет у власти достаточно долго, чтобы обеспечить его выполнение, или что база будет безопасной в условиях конфликта.
Между тем, Wall Street Journal подчеркивает: Россия и Китай хотят получить базы ВМС именно на восточном побережье Африки. Это позволит влиять на глобальную торговлю, мониторить активность других стран и проецировать силу в Индийском океане и на Африканском Роге.