«Союзники дорого стоят, и по большей части они ненадежны...»
Сергей Караганов



Новая партия боевых машин пехоты БМП-3, построенная на «Курганмашзаводе» поступила в войска в зоне СВО.
В модернизированной версии «Бэха», как называют её в армии, получила противокумулятивные решетки, броневые экраны и системы радиоэлектронной борьбы. Эти БМП также получили «Накидку» — комплекс средств снижения заметности из теплоизоляционного и радиопоглощающего материала.
Сейчас среди экспертов много разговоров по поводу того, нужны ли вообще БМП. Некоторые полагают, что боевая машина пехоты стала неким атавизмом в концепции современной войны с привязкой к СВО.
Мол, и особой активности не видно, и броня ненадежная. В общем, только дроны сейчас рулят, а на броню нет смысла тратиться. Но вот в самой армии от танков и БМП отказываться не собираются.
Законы гор никто не отменял: Рамзан Кадыров принял перчатку вызова от Зеленского
Глава Чечни пообещал Киеву жесткий ответ за атаку украинских беспилотников на Грозный
Вообще, БМП являются самой массовой и востребованной техникой на линии боевого соприкосновения. Основными считаются БМП-2, БМП-3 чуть поменьше. Их ценят за мобильность, высокую огневую мощь и легкость в эксплуатации в любых условиях.
Починить «Бэху» можно практически у линии фронта силами ремонтного подразделения, эвакуировать в глубокий тыл не нужно.
БМП-3 не случайно называют уничтожителем боевых машин противника, да и не только их. Они оснащены 100-мм орудием со скорострельностью 10 выстрелов в минуту, которое может использоваться и как пусковая установка для ПТУР, плюс 30-мм автоматическая спаренная пушка, скорострельность которой составляет 330 выстрелов в минуту.
В качестве «бонуса» — три 7,62-мм пулемёта — два курсовых и один спаренный с пушками на башне.
Мощность многотопливного дизельного двигателя 6V-53T — 265 л.с. позволяет разгонять 14-тонную машину до 70 км/час, на плаву — 10 км/час. Запас хода по топливу — 490 километров со своими баками, при наличии топливозаправщика эта БМП способна пройти с небольшими остановками 2 000 км (задокументированный факт). Подобную дистанцию американские и немецкие БМП пройти не в состоянии.
Основным предназначением БМП-3 в ходе СВО считается доставка личного состава к полю боя. Как средство поддержки танков (это одно из её предназначений) используется достаточно редко, поскольку и самих масштабных танковых атак в ходе спецоперации практически нет.
В тренде сейчас артиллерия, реактивные системы залпового огня, конечно же, беспилотники. Про заслуги танков и БМП слышно несколько реже. Впрочем, это не означает, что такой тип бронетехники себя изживает.
«Королева пехоты»
— БМП не случайно называют «королевой пехоты», это надежная поддержка пехотинцев, которая всегда рядом, — рассказал «СП» военный аналитик, генерал-лейтенант Анатолий Хрулёв. — И на позиции под прикрытием брони доставит, и огоньком поддержит. В августе 2008 года 30 БМП 58-й армии, которой я тогда командовал, первыми вошли в Цхинвал и продержались до подхода основных сил нашей армии, а грузины так и не рискнули штурмом взять город. А вы говорите, что это устаревший вид боевой техники! Вовсе нет.
На поле боя у БМП свои четко определенные задачи, это важный механизм в действии всех сил — вытащи этот «винтик» и всё развалится. Если конкретно по БМП-3, то это в первую очередь мощное вооружение, две пушки, в том числе 100-мм. Это грозное оружие, способное противостоять практически любой бронетехнике противника. Плюс высокая маневренность на поле боя.
Слабым звеном у БМП было лёгкое бронирование, сейчас как видно, эта проблема в значительной степени устранена. А по применению в зоне СВО боевым машинам пехоты такого уровня ещё предстоит выполнять множество боевых задач.
— По моему мнению, как человеку, который выполнял непосредственные боевые задачи, могу сказать, что БМП и БМД (боевая машина десанта — «СП») выполняют различные боевые задачи, в том числе по эвакуации раненых, — рассказал «СП» офицер-штурмовик Виктор Дедюра, известный на СВО под позывным Варяг. — Также они доставляют пехоту на передний край. И оказывают мощную огневую поддержку штурмовым подразделениям. Противник боится такой бронетехники, она маневренна и проходима по любому бездорожью. Да, мотоциклы и багги являются оперативными средствами передвижения к полю боя, но это транспортное средство с ограниченными возможностями. Боевые машины гораздо надежнее.
Лично в моем случае именно БМД помогла спасти жизнь. После ранения в июне 2023 года эта боевая машина, на которой меня эвакуировали, неслась по полю, уворачиваясь от вражеских дронов. Если бы не она, то я, возможно, с вами сейчас бы уже не разговаривал. До полевого госпиталя меня вряд ли бы успели довезти.
Мнение экспертов
Боевого офицера поддерживает и военный эксперт, полковник запаса Геннадий Алёхин, обращая внимание на ещё одну особенность российских боевых машин пехоты.
— Я не считаю, что БМП ушли в прошлое. Во-первых, нужно учитывать сложный рельеф местности на юго-востоке Украины, где проходят активные боевые действия. Второе — наличие большого количества водоёмов, водохранилищ, рек, прудов.
Боевая машина пехоты, которая находится на плаву, если её хорошо оснастить антидроновой защитой ещё пригодится и сыграет свою роль в ходе боевых действий.
Подполковника боевики «взяли в вилку». «Малыш» доложил: «Андрюха — 200, я — 300»
Под кинжальным огнем майор Дудкин бросился спасать боевого товарища
Ну, она это и показывает, в частности, на Харьковском направлении. А погодные условия, распутица, грязь? Её на гусеничной технике можно преодолеть, в отличие от колесной. Да, понятно, сейчас есть багги и квадроциклы, но, на мой взгляд, БМП не утратили своего боевого предназначения, ещё их рано списывать в утиль.
Ему вторит и военкор Александр Сладков: «Пехота любит БМП, они зачастую помогают совершать прорывы. БМП-3 особенно хороша».
Те ещё конкуренты
Конкурентами, если можно так сказать, для БМП-3 на Украине стали боевые машины западного производства. В первую очередь американские М2 Bradley и немецкие Marder, которые ВСУ оптимистично стали бросать в бой.
Но вышло это всё «американцам» и «немцам» боком — более половины из них было уничтожено. Такие потери «Бредли» в США назвали «катастрофой» и сочли, что Киев потерял их напрасно.
В Пентагоне провал Bradley списали на неумение украинских военнослужащих пользоваться современной боевой техникой. Мол, руки у них не из того места растут. При этом, по мнению украинских военнопленных, процесс обучения достаточно прост и управлять ей легко. Что-то, конечно, можно списать на украинское командование, которое использует Bradley «не рационально» и отправляет их в наступление без поддержки артиллерии и танков.
Возможно, это так, но есть и другой нюанс — возможности и потенциал оружия российской армии, которая разделывает американские БМП под орех. И одним из «ликвидаторов» американских боевых машин, да и не только их, являются российские БМП-3.
Специалисты «Курганмашзавод» отмечают, что и Bradley, и Marder, обладают высоким классом защиты. У американской БМП лобовая состоит из многослойной разнесенной брони со стальными экранами. Но для 100-мм пушки российской боевой машины пехоты, с использованием в том числе кумулятивных ракет пробить её не составит большого труда даже с большого расстояния.
Среди минусов Bradley российские военные эксперты отмечают её неспособность преодолевать водные преграды — при перемещении по Украине этим американским БМП приходится искать неглубокие броды или использовать мосты. И то, и другое отнимает время и позволяет поражать такую технику с большей эффективностью.
Новый «БАМ» не уложился в смету: 50 трлн слишком большая сумма, чтобы забыть о ее освоении
Вернется ли еще раз правительство РФ к идее строительства Северо-Сибирской магистрали?
Также у Bradley и Marder достаточно большая масса для такого класса машин — порядка 30 тонн, что ограничивает их подвижность, особенно в период весенне-осенней распутицы.
— Американская БМП «Бредли» считается вполне боеспособной машиной на поле боя, — рассказал «СП» военный эксперт Борис Джерелиевский. — Не стоит её недооценивать, у неё мощная броня, скорострельная 25-мм автоматическая пушка. Тем не менее обращу внимание именно на факт их массового уничтожения в ходе СВО.
Здесь главным является то, что российские военнослужащие научились их подбивать. Причём всё чаще и чаще. Это говорит о том, что бойцы нашли слабые стороны, поняли, с какого ракурса и каким оружием подбивать технику врага. Это называется профессиональное мастерство, наши солдаты им владеют в совершенстве.
Осмотрев и изучив, а заодно и протестировав немецкую БМП «Мардер», российские военные сделали ряд выводов по этой немецкой технике. Первый — её плохая проходимость, которая не подходит для боев на Донбассе. Это связано с резиновыми подушками на гусеницах, которые предназначены для передвижения по твердому грунту.
Второе — немецкая техника сложна в обслуживании и отремонтировать её в полевых условиях, в отличии от российских БМП, практически невозможно. Российским ремонтникам, которые восстанавливали не подбитую, а застрявшую в грязи немецкую машину, пришлось заменить магистраль топливной системы, систему охлаждения, отремонтировать радиатор и заменить топливные насосы. Простой кувалдой и какой-то там матерью, подобное сделать невозможно.