Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Убить «безэкипажник»: Борьба с украинскими «морскими хищниками» вышла на новый уровень

Воевать в Черном море у Киева никогда не получалось, его удел — пиратство

5436
Убить "безэкипажник": Борьба с украинскими «морскими хищниками» вышла на новый уровень
Фото: AP/TASS

Российские вооруженные силы за минувшую неделю уничтожили в море сразу семь украинских безэкипажных катеров. Причем четыре БЭКа были ликвидированы в ходе очередной попытки Киева атаковать Крым и побережье Краснодарского края.

Примечательно, что один из морских дронов был носителем управляемых ракет «воздух-воздух». На его борту установили пусковую установку с ракетами AIM-9 «Сайдуиндер» (Sidewinder). Последние были переданы западными страна Киеву в комплекте с истребителями F-16 «Файтинг Фэлкон».

Ранее Украина уже применяла «зенитные дроны». И наши Воздушно-космические силы, Морская авиация понесли потери в борьбе с такими целями.

Стоит отметить, что последняя успешная атака БЭКов на корабль ВМФ РФ была весной прошлого года. С этого момента потерь наш военный флот не нес потерь от морских дронов.

Читайте также
Контрольный выстрел: 20 «Гераней» снова атаковали станцию Фастов под Киевом. Составы встали Контрольный выстрел: 20 «Гераней» снова атаковали станцию Фастов под Киевом. Составы встали Еще один сильный удар нанесен по Кременчугскому НПЗ. Завод в огне

Часто можно услышать, будто произошло это по причине того, что черноморцы просто попрятали свои корабли в базах. Но если мы обратимся к украинским информационным сообщениям, обнаружится, что в море постоянно находятся «калиброносцы» — корабли с крылатыми ракетами на борту.

Дальность полета последних составляет не менее 1500 километров. Теоретически их можно запускать прямо из акватории морских баз. Но надо учитывать, что «крылатки» не летят по прямой. Они выполняют обходы позиций ПВО и средств радиолокационного обнаружения, а также активно используют выгодный рельеф местности. Поэтому, чтобы «Калибр» гарантировано достал до Киева и тем более до Львова, пуски надо производить не из Новороссийска и Темрюка, а как можно ближе к берегам Украины.

Итак, несмотря на высокую активность российских боевых кораблей, ни одна атака на них за последний полтора года не удалась. То, что российские корабли стали сложными целями, косвенно признают и ВФУ.

Поэтому противник переключился на атаку портов. Тут у боевиков есть достижения.

Поэтому стоит разобраться, как можно бороться с безэкипажными катерами и как в целом выстроена защита от таких средств поражения.

Невидимый и неслышный

За три года СВО БЭКи успели обрасти мифами. Один из самых распространенных: морской дрон практически нельзя обнаружить. Причин у этого феномена много. Во-первых, изделия выполнены из пластика.

Во-вторых, у них глубокая осадка — можно сказать, они почти целиком находятся под водой. Некоторые эксперты даже рассказывают, что украинские морские дроны построены по технологии «стелс». И поэтому их не видят радиолокаторы — обнаружение возможно только визуально или с использованием тепловизора.

На самом деле всё это домыслы. БЭКи — и более продвинутые «Магуры», которые использует ГУР, и простые «Си Бэби», принадлежащие СБУ, — прекрасно обнаруживаются радарами, которые стоят на боевых кораблях, самолетах и вертолетах.

Проблема в том, что постоянными воздушными патрулями нужно накрыть площади в сотни квадратных километров. Задача выполнимая, если бы у ВМФ РФ были самолеты, аналогичные американским Р-3 «Орион» или Р-8 «Посейдон». Но базовых самолетов такого класса у нашей Морской авиации нет.

Бе-12, Ил-38 и Ту-142 имеют ряд существенных ограничений. Лучше других, конечно, модернизированный Ил-38Н «Новелла». Но последних машин крайне мало. И действуют они на Камчатке и в Мурманской области в интересах защиты подводных стратегических ракетоносцев.

У МА ВМФ России есть продвинутые, достаточно успешные вертолеты дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31. По сути, это — А-50 в миниатюре. Но число «винтокрылых радаров» также серьезно ограничено. Эти борты прошли успешную проверку во время операции в Сирии и поставляются Индии. Но наш ВМФ ограничился закупкой всего пары машин.

Поэтому задачи поиска БЭКов легли в основном на самолеты оперативно-тактической авиации Су-34. Они хорошо видят катера как с помощью бортовых радиолокаторов, так и специальных РЛС, смонтированных в подвесных контейнерах.

У «тридцать четвертых» одна проблема, но очень существенная. Это время дежурства в воздухе. Все-таки ударная машина не сможет «висеть» в воздухе по 10−12 часов, как это делают американские Р-8 или Р-3.

Возникает вопрос, почему бы для поиска морских дронов не применять корабли. Но надо понимать, что по дальности обнаружения бортовым радиолокатором корабль серьезно проигрывает самолету. Ведь есть такое понятие, как «радиогоризонт». К тому же летательные аппараты при патрулировании покрывают значительно большую площадь за гораздо меньшее время.

Правда, БЭКи очень хорошо слышны гидроакустикам. Для такого поиска идеально подходят большие противолодочные корабли проекта 1155, а таких у ЧФ нет. У двух черноморских фрегатов пр. 11356Р акустические станции чуть хуже. Впрочем, они бы справились с задачами поиска морских дронов. Но оба вымпела активно участвуют в ракетных ударах по территории Украины. И отвлекать их от решения этих важных задач не стоит.

Дальний и ближний рубеж

Тем не менее, при всех сложностях российские военные научились эффективно обнаруживать безэкипажные катера. Поражение целей идет в дальней, средней и ближней зонах.

На большом расстоянии эффективнее всего работает авиация. Во многих справочниках указывается, что дальность украинских «Магур» и «Си Бейби» от 800 до 1000 километров. Но такой показатель достигается, лишь когда беспилотник идет малым ходом. Когда же он разгоняется, то запас топлива стремительно убывает. К тому же, когда БЭКи лежат в дрейфе, ожидая команд на применение, они также используют двигатели, чтобы удержать позиции, а также не дать волнам себя перевернуть.

Поэтому на дальних рубежах скорость беспилотников достаточно маленькая, что делает их легкими целями для бомбардировщиков и истребителей.

Читайте также
Ульяновск - родина "Слонов". У легендарных "Русланов" будет потомство Ульяновск — родина «Слонов». У легендарных «Русланов» будет потомство «Авиастар» готов стать производственной площадкой для новых военно-транспортных самолетов

Сначала «оружием выбора» были неуправляемые ракеты, но сейчас их сменили кассетные авиабомбы. С появлением дронов ПВО «кассеты», по сути, стали основным средством поражения.

Украинцы и используют достаточно продвинутые ракеты Р-73 и AIM-9. Но все-таки — это авиационные средства поражения. Запущенные с воды, они не имеют таких возможностей уничтожения маневренных целей. Также падает радиус, в котором эти изделия могут уверенно перехватить самолет.

В средней зоне в противодействие БЭКам вступают вертолеты. Тут по «морским хищникам» работает весь доступный авиационный парк — от вертолетов Ми-8 до флотских Ка-29 и даже «Аллигаторов» Ка-52. А головкам самонаведения ракет Р-73 и AIM-9, находящихся на катерах, крайне сложно взять в «захват» маневрирующие «винты».

Но тут и летчикам нужно проявлять свое умение и не подставляться под удар. Поэтому машины должны постоянно менять курс.

И как показывает практика, применение авиационных ракет с БЭКов уже не является неожиданностью. И сейчас вертолеты вполне успешно бьют такие цели без собственных потерь.

Также сейчас выходит на арену связка беспилотников ZALA и ударных «Ланцетов». Были определенные проблемы с применением этих изделий над морем. Но проблема решена. И в последние месяцы российские ударные дроны «набили» больше целей, чем их винтокрылые боевые товарищи.

Еще одно крайне эффективное средство борьбы в средней зоне -БПЛА «Иноходец». Они поражают БЭКи управляемыми ракетами. А сами при этом фактически неуязвимы.

Ближняя зона — самая сложная для перехвата морских беспилотников. На подходе к цели БЭКи, как правило, разгоняются до максимальной скорости.

Эффективно против таких целей работают противодиверсионные катера «Раптор» и десантные БК-16. Последние по скорости почти не уступают БЭКам, зато выигрывают в маневренности.

На российских «охотниках» размещается личный состав с крупнокалиберными и обычными пулеметами, а также «стрелковкой». С берега действуют расчеты FPV-дронов.


Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня