«Кредиты, которые РФ выдаёт как невозвратные, производят впечатление хищения...»
Михаил Делягин
2026 год начался для российской армии с цепочки тактических успехов, пишут польские эксперты из Центра восточноевропейских исследований (OSW).
На Донбассе российские войска продолжали наступательные операции, хотя интенсивность действий несколько снизилась по сравнению с декабрём 2025. Продвижение фиксируется на нескольких ключевых направлениях ЛБС, но оно остаётся тактическим и ограниченным, тогда как крупномасштабных прорывов украинских оборонительных линий пока не зафиксировано, пишут польские OSINT-аналитики Анджей Вилк и Петр Зоховски.
К северу и западу от Покровско-Мирноградской агломерации российские силы добились самых значительных сдвигов, продвинулись к югу и юго-востоку от Константиновки, а также к югу от неё. Аналогичное продвижение произошло к западу от Северска. Киевские боевики при этом пытаются контратаковать в районе автодороги Покровск — Доброполье. ВС РФ успешно освободили Родинское, бежать откуда киевские боевики начали еще в канун католического Рождества.
Ночной удар по Украине: Пока «на минималках», горячую ответку за Хорлы бандеровцы с ужасом ждут после Рождества
Украинцы верят, что Россия не хочет портить праздники братскому народу — но Черниговщину перед наступлением зачищает
Бои также не прекращаются в северной части Купянска (Харьковская область), пишут польские OSINT-аналитики. Здесь река Оскол остаётся линией раздела — ни одна из сторон не смогла установить прочный контроль над всеми кварталами, часть территории между Купянском и Купянском-Узловым еще остается в «серой» зоне.
Около Северска российские войска продолжают попытки окружить и обойти позиции украинских боевиков, в том числе на возвышенностях к западу от города. Подразделения ВСУ, особенно в районе Свято-Покровского, пытаются сдерживать успешное российское продвижение.
Продолжились боестолкновения к югу и западу от Волчанска, который подразделения ВС РФ освободили 7 декабря. В Сумской области под российский контроль перешло село Грабовское и территории к северу от него. Таким образом, продолжается успешное расширение «буферной зоны» вдоль госграницы России.
Российские войска активизировали зондирующие атаки на западном берегу реки Гайчур, в направлении Гуляйполя. Полная потеря украинского контроля над ним — вопрос самого ближайшего времени, уверены OSINT-аналитики. На юге Запорожской области продолжаются боестолкновения вдоль оперативной линии Приморское — Степногорск — Лукьяновское. Здесь, как пишут польские эксперты, в 2026 году ожидается продвижение российских войск в сторону города Запорожье, который также остается одной из главных целей наступательной операции.
Американский Институт изучения войны (ISW) подчеркивает, что в 2026 году российская армия продолжит применять новые, но уже успешно апробированные тактические шаблоны. Он сочетает технологические адаптации и изменения тактики штурма. Благодаря новой тактике ВС РФ сумели освободить в 2025 году, по оценкам ISW, 4831 кв. км территории, а также вернули 473 кв. км в Курской области, ранее занятые украинскими террористами. Для сравнения, в 2024 году российские войска заняли, по подсчетам ISW, 3604 кв. км.
Средняя скорость продвижения российских войск в 2025 году составила 13,2 кв. км в сутки, значительно превысив показатель 2024 года (9,9 кв. км в сутки). Однако динамика оставалась неравномерной. Наиболее высокие темпы были зафиксированы в ноябре — 21 кв. км каждый день, тогда как в октябре, одном из самых медленных месяцев года, продвижение снижалось до 8,8 кв. км в сутки. В декабре темпы составили до 15 кв. км в день.
Ключевым фактором ускорения наступления стало внедрение новой оперативной схемы, основанной на массовых атаках малыми пехотными группами. Эта модель позволила российским войскам добиться наибольшего продвижения на направлениях Покровска, Александровки и Гуляйполя прошлой осенью.
Десять рисков, которые изменят мир: Путин практически победил, а глобализация доживает последние дни
Авторитетный прогноз наиболее значимых для человечества событий
Первые ощутимые эффекты новой тактики российская армия начала получать уже ранней весной 2025 года, используя БПЛА для уничтожения украинских линий логистики. Параллельно шло расширение сети операторов БПЛА, в том числе за счёт масштабирования подразделений Центра передовых беспилотных технологий «Рубикон», которые в апреле-мае 2025 года были развернуты вдоль всей линии фронта.
Существенную роль сыграли и технологические изменения. Российские войска наладили серийное производство оптоволоконных БПЛА, менее уязвимых для украинских средств РЭБ. Дальность их применения выросла с 7 до 60 км за год.
30 декабря главнокомандующий ВСУ генерал-полковник Александр Сырский был вынужден признать, что высокая концентрация российских оптоволоконных дронов с дальностью свыше 20 км стала одним из факторов, позволивших российским войскам добиться успеха в районе Северска.
На тактическом уровне российские подразделения в июне 2025 года отошли от прежней модели изматывающих пехотных атак, перейдя к тактике «просачивания». Эта практика, как пишет ISW, позволяла ускорять темп продвижения.
Сводки СВО, новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».