«Учителя в новейшее время низведены до уровня чуть ли не обслуги... принеси, подай...»
Сергей Аксенов
Как уже сообщалось, 7 января около 15 часов по московскому времени в международных водах Северной Атлантики близ побережья Исландии на порожняком следовавший из Карибского моря в Мурманск российский супертанкер Marinera (дедвейтом 318 518 тонн) с боевых вертолетов высадился спецназ морской пехоты США. После чего, согласно официальному заявлению Министерства транспорта РФ, связь с судном была утеряна.
В 16.44 свои разъяснения сложившейся ситуации дали Вашингтон и Лондон. В совместном заявлении Министерства юстиции США, МВД Британии и Минобороны США сказано, что арест судна был произведен на основании ордера федерального суда США. Причина задержания — нарушение санкционного режима, установленного американцами и их союзниками.
Нельзя, считаю, не обратить внимания, что в этом документе танкер назван его прежним именем — Bella 1. Которое экипаж по согласованию с Москвой чтобы попытаться избежать ареста и сменил на Marinera.
Пошли на абордаж: Десантники Трампа захватили в Атлантике российский нефтяной танкер
Москва обещает ответить, только как — непонятно
Одновременно он сменил флаг Гайаны на российский. И в тот же день был заочно Минрансом РФ включен в список российского морского регистра. Новым портом приписки танкера был объявлен наш порт Сочи.
Тогда почему Лондон и Вашингтон делают вид, что арестовали все же Bella 1, а не Marinera? Вероятно, тем самым инициаторы этой провокации пытаются дать понять, что не признают смены юрисдикции танкера прямо во время океанского перехода.
И тем хоть как-то ослабить неизбежное политическое напряжение, которой со всей очевидностью теперь может возникнуть с Москвой.
Удастся ли этот трюк? Посмотрим. А пока — некоторые дополнительные пояснения в качестве необходимой справки.
По данным зарубежных источников, США начали погоню за танкером Bella 1 еще 21 декабря 2025 года в связи с попыткой судна подойти к берегам Венесуэлы. Супертанкер включен в санкционный список США из-за подозрений в связях с Ираном и Венесуэлой.
По данным TankerTrackers.com, Bella 1 за последние четыре года перевез в общей сложности 11 миллионов баррелей иранской и венесуэльской нефти. Еще 9,3 миллиона баррелей прошли через его танки в рамках перевалки в открытом море способом «борт в борт» (STS). В основном — в адрес Китая.
За две недели погони американский спецназ предпринял несколько попыток захвата танкера. Однако до 7 января все они завершилась неудачами. Похоже, не столько из-за сопротивления экипажа, сколько из-за штормовой погоды в Атлантическом океане.
После этого, скорее всего, по команде с самых верхов власти США началась более тщательная подготовка к операции. Как сообщило штатовское издание The War Zone, в первые дни января было зафиксировано резкое увеличение численности самолетов ВВС и ВМС США, направляющихся в Европу.
Среди них — до десятка военно-транспортных C-17 Globemaster III. Возможно, «с вертолётами AC-130J Ghostrider на борту. И неизвестный турбовинтовой самолёт для специальных операций», — пишет TWZ.
И далее: «По меньшей мере, четыре из этих рейсов были совершены из Форт-Кэмпбелла, что породило неподтверждённые слухи об участии в предстоящей операции американских Сил специального назначения».
Каково основание для этих слухов? Дело в том, что именно в Форт-Кэмпбелле базируется 160-й отряд специального назначения, также известный как «Ночные охотники». Это элитное авиационное подразделение, на днях сыгравшее ключевую роль в обнаружении и захвате президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его жены в ходе операции армии США «Абсолютная решимость».
Чуть позже появились утверждения, что несколько сильно модифицированных вертолётов MH-47 Chinook и MH-60M Black Hawk 160-го отряда спецназа, предположительно доставленных самолетами C-17 из Форт-Кэмпбелла, были замечены на британской авиабазе Фэрфорд.
Где с большой долей вероятности они и принялись поджидать наш супертанкер Marinera, во все лопатки уходивший от американской погони в ближайший российский порт. А как только судно оказалось в зоне досягаемости поджидавших его на аэродроме в Фэрфорде вертолетов 160-й отряда специального назначения операция началась. Отразить нападение своими силами у экипажа не было ни единой возможности.
Но это — если именно своими силами. Однако никуда не уйти от вопроса: а где же были в этот момент боевые корабли ВМФ России? Почему не прикрыли, почему не пришли на помощь безоружным морякам Marinera?
Ведь в Москве не могли не видеть, как и к чему целых полмесяца готовятся американцы. Было вполне достаточно времени, чтобы навстречу к преследуемому танкеру прислать подмогу с ближайшей к месту событий Балтики. Но ничего подобного не случилось. Почему?
Доподлинно, естественно, никто нам не расскажет. Ибо — военная тайна. Но есть веские основания полагать, что Балтийский флот России оказался не очень-то и готов к выполнению подобной задачи.
Даже если бы таковая и была поставлена перед ним политическим руководством страны.
Вряд ли случайно в середине декабря минувшего года в балтийских проливах разведкой НАТО был замечен наш большой противолодочный корабль «Североморск», который поспешно шел в сторону Калининграда.
Почему на этот факт стоит обратить особое внимание? Дело в том, что этот БПК организационно входит в состав Северного флота.
И, похоже, был спешно направлен в эти воды вокруг всей Скандинавии потому, что сил у Балтийского флота на сопровождение и охрану нашего мирного судоходства в собственной операционной зоне попросту перестало хватать. Потребовалась подмога.
Пираты Трампа потеряли берега: Российский танкер «Маринера» пытается уйти от погони корабля США
В 4 тыс. км от своего побережья американцы преследуют судно, приписанное к Сочи
Тогда где оказался наш «Североморск», когда 7 января вся эта кутерьма вихрем завертелась вокруг Marinera? А он через пролив Ла-Манш и Бискайский залив провожал в Средиземное море два российских транспортных судна — «Спарта-4» и «Мыс Желания». По некоторым данным, оба давно работают в интересах Минобороны РФ. И потому, скорее всего, тоже не могли себя ощущать в безопасности вдали от родных берегов. Потому и был им придан «Североморск». В качестве хорошо вооруженного эскорта.
Правда, в Атлантическом океане в эти дни находится и еще один боевой корабль балтийцев — корвет «Стойкий». В самые последние дни 2025-го он вместе со средним морским танкером «Ельня» завершал плановый заход в Уолфиш-Бей — главный порт Намибии.
Об этом сообщили в пресс-службе Балтийского флота 28 декабря. Подчеркнув, что далее «Стойкий» продолжит выполнять задачи в дальней морской зоне. Совершенно закономерно не расшифровав, естественно, что это за задачи. Но одно известно точно: помощь экипажу танкера Marinera в перечне предстоящих мероприятий для корвета не значилась.
Но больше-то никаких боевых кораблей на весь Атлантический океан у России в роковой для Marinera день так и не нашлось! Потому и случилось то, что случилось.
Чего нам от всей этой истории ожидать дальше? По идее, события, которые произошли 7 января в Северной Атлантике, если следовать букве и духу международного морского права, должны бы привести к резкому осложнению отношений России с Соединенными Штатами. Потому что президент США Дональд Трамп, проведя показательную военную операцию, сделал бессмысленными дальнейшие рассуждения про так полюбившийся Кремлю пресловутый «дух Анкориджа».
Но почему-то кажется, что Москва снова предпочтет защищать собственные государственные интересы исключительно в разговорном жанре. Попросту говоря — утрется. И сделает вид, что ничего особенного возле Исландии не произошло.
Так, пустяковый, мол, инцидент. Рабочий момент, который, дескать, следует урегулировать исключительно в переговорном процессе с американцами.
Первые признаки такой реакции Москвы уже налицо. Во всяком случае, наш МИД в день ЧП отделался на редкость вялым заявлением. Про то, что, мол, МИД «внимательно отслеживает ситуацию вокруг высадки американских военных на судно следовавшее под российским флагом».
А еще наш МИД в изложении агентства ТАСС грозно нахмурил брови: «С учетом поступающей информации о наличии среди экипажа российских граждан требуем от американской стороны обеспечить гуманное и достойное обращение с ними, неукоснительно соблюдать их права и интересы, а также не препятствовать их скорейшему возвращению на Родину».
Агенты ЦРУ установили слежку за Мадуро еще в августе. Точные координаты передавал предатель из его близкого окружения
Подробности похищения президента Венесуэлы и его супруги в Каракасе
На мой взгляд, все это выглядит крайне странно. И даже почти нелепо в сложившейся ситуации.
А ведь 7 января случилось-то как раз страшное для международной репутации и политического авторитета России. Впервые спецназ иностранного государства в международных водах силой оружия захватил гражданское судно, которое шло под российским флагом.
Мало того. На глазах всего мира захватчики показательно спустили этот флаг с мачты и заменили его на свой. На звездно-полосатый.
Насколько можно понять — вознамерившись судить наш экипаж в американском суде. Не исключено — в том же самом, перед которым накануне уже предстал президент суверенной Венесуэлы Николас Мадуро, украденный тем же спецназом за несколько дней до этого. Еще никто и никогда не смел так обращаться с ядерной державой, которая давно привыкла сама называть себя великой.
Более того. Теперь, весьма вероятно, в Мировом океане под угрозой практически любое судно, над которым флаг страны, внесенной Вашингтоном в список если не явных своих врагов, то как минимум вероятных противников. Прежде всего — Россия, Китай, Иран, КНДР и Куба.
Причем, США этого не особо и скрывают. Как 7 января 2026 года написал штатовский интернет-портал Military Watch Magazine, параллельно с захватом российского танкера в Северной Атлантике 22-й экспедиционный отряд американской морской пехоты в Карибском море только что провел крупные учения «по пресечению морской контрабанды».
Клаудио Реста: Проблема Трампа в том, что спецназ «Дельта», схвативший Мадуро, нефтедоллару не поможет
Когда мировую валюту пытаются поддержать штыками и бомбами, это значит, что запаса прочности у нее нет
В состав отряда для работы в кризисных ситуациях включены усиленная десантная группа пехотного батальона, сводное авиационное боевое подразделение, батальон материально-технического обеспечения и объединённое командное подразделение.
Как информирует это СМИ, в ходе учений заокеанские морпехи отработали операцию по захвату гражданского судна в международных водах. При этом использовали жёстко-корпусные надувные лодки для скоростного приближения к цели, перехода с судна на судно, подъёма по трапу, зачистки отсеков и задержания членов экипажей показавшихся Вашингтону подозрительными судов.
ЧП с Marinera — это только начало американской «большой охоты» в Мировом океане? Очень похоже на то.
Но тогда это будет означать конец свободы международного торгового судоходства, прежде защищенного уймой высоких межправительственных соглашений. Ни у кого никаких военных кораблей не хватит, чтобы этому откровенному разбою помешать.
А если в более глобальном плане: едва ли не каждый новый день 2026 года убеждает нас, что Организация Объединенных наций нынче на глазах превращается в одну из самых нелепых политических «контор» мира. Ее мнение, ее документы, договора, конвенции, запреты и осуждения больше не интересуют вообще никого. Президента Соединенных Штатов Дональда Трампа — в первую очередь.
И если его вовремя не остановить всем остальным миром — все вообще стремительно покатится в тартарары. Да присмотритесь повнимательней: мир давно уже туда летит. Вместе с каждым из нас.
Из досье «СП»
Из Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву: «Торговое судно в открытом море подчиняется исключительно юрисдикции государства флага, и ни одно государство не имеет права вмешиваться в его законную деятельность».