Совет по национальной безопасности и обороны Украины с 8:00 в воскресенье объявил всеобщую мобилизацию. Украинская родина-мать, то есть, уже позвала.
Чем этот призыв отозвался за киевской околицей? К вечеру на сборных пунктах отметились 1,5% от списочного состава хлопцев. Противниками нелегитимной Верховной Рады на Юге и Востоке погружающейся в хаос республики тут же на всякий случай были блокированы выезды из воинских частей — чтобы не допустить их выдвижения на восставший Крым. В частности, легковыми машинами и грузовиками местных жителей перегорожены все КПП и выезды из военных городков аэромобильных бригад в Николаеве и в Днепропетровске. Их командиры вынуждены были лично отправляться к протестующим и заявлять, что десантники по команде из Киева действительно приведены в повышенную боевую готовность, но никуда выезжать не собираются.
Значительно хуже украинским командирам в самом Крыму. Там силами местной самообороны без единого выстрела разоружена радиотехническая рота ПВО в Судаке и зенитно-ракетный дивизион на мысе Фиолент в Севастополе. Оружие и боеприпасы на грузовиках вывезено в неизвестном направлении.
В Балаклаве почти такую же операцию проделали с отрядом украинских морских пограничников. Командир погранцов заявил, что будет подчиняться исключительно Киеву. Опасная толкотня у ворот гарнизона вооруженных людей продолжалась около суток. Потом ворота гарнизона снесли, верного Киеву начальника вытолкали взашей. Теперь там тихо. А украинские пограничные катера, как утверждают киевские СМИ, «по боевой тревоге вышли в море».
Вслед за ними из Стрелецкой бухты Севастополя куда-то отправился единственный более или менее способный оторваться от причала корвет ВМС Украины «Тернополь». Ни катера, ни «Тернополь» возвращаться назад, кажется, не намерены. Скорее всего, там надеются найти приют в Одессе.
В Феодосии в дислоцированный там отдельный батальон морской пехоты ВМС Украины тоже прибыли люди и потребовали разоружиться. Украинские военные начали срочное совещание на офицерском собрании. О его итогах в соцсети победно сообщил известный в Севастополе украинский националист капитан 1 ранга запаса Мирослав Мамчак: «Решили стоять за Украину до последнего матроса!» Отлично сказано, пан Мамчак — «до последнего матроса». Не честнее ли — до последнего офицера?
Но когда писались эти строки и в Феодосии все было тихо.
В общем, выходные закончились для самопровозглашенного врио главнокомандующего украинской армией Александра Турчинова полным обломом. Он, а также называющий себя премьер-министром Арсений Яценюк, удивлены этим? Вряд ли. На Украине абсолютно всем известно, что тамошнее войско давно ни на что не способно.
Чтобы вы не подумали, что такие оценки из Москвы голословны, послушаем киевских политиков. Вот, скажем, депутат Верховной Рады Александр Гриценко, который в 2005—2007 годах был министром обороны в Киеве: «Украинская армия разрушена, ее боеспособность фактически на нуле. Мне об этом говорить очень горько, как офицеру, как человеку, который прослужил более 25 лет в армии, как бывшему министру обороны. Но это факт… Ситуация в украинской армии близка к катастрофе, офицерский корпус армии деморализован, в нынешнем состоянии Вооруженные силы Украины не способны, как это ни больно признавать, решать задачи даже в мирное время. А о подготовке к сдерживанию агрессии речь даже не идет».
Вывод пана Гриценко: «Состояние боеспособности украинской армии сейчас такое, что в Сухопутных войсках нет ни одного боеспособного батальона, в Воздушных силах — ни одной боеспособной эскадрильи, в Военно-морских силах — ни одного боеспособного подразделения».
А вот мнение одного из лидеров украинских националистов Дмитрия Корчинского: «На сегодня я не могу назвать практически ни одного по-настоящему боеспособного подразделения в украинской армии за исключением некоторых подразделений в ПВО и в разведке. Нам просто повезло, что те, кто мог бы создать Украине проблемы, пока что занят своими внутренними проблемами, потенциальным агрессорам сейчас не до нас. Но это — пока что…»
Учтем при этом, что озвученные диагнозы поставлены все же не в нынешнем году. В нынешнем — все еще хуже. Потому что в деле организации обороны менее года назад Украина встала на путь, с которого недавно, к счастью, пусть с опозданием, но свернула Россия. Там сумели найти собственного Сердюкова. Добивать армию поручили успешному предпринимателю из Севастополя Лебедеву. Назначили его министром обороны Ну, и тот, конечно, добил, увлеченно распродавая еще уцелевшие «излишки». «Есть такая профессия — Родину зачищать», — это про него говорят военные Украины.
Что все же представляет собою это деморализованное и обнищавшее украинское воинство? Нынешняя штатная численность — 182 тысячи человек. Но из них лишь 70 тысяч, по словам все того же Лебедева, служат в боевых частях. Остальное — обоз.
Целые огромные регионы не имеют на своей территории вообще ни одной воинской части — Донецкая, Луганская, Харьковская области, большая часть приграничных областей с Румынией. На 1 января 2014 года по данным минобороны Украины, боевых самолетов — 160 (до конца года по причине неуклонного старения останется не более 134), Зенитно-ракетных комплексов всех типов — 55 (останется 36), танков 774 (останется 660).
Боевая подготовка практически не ведется. Средний налет на одного летчика в минувшем году кое-как удалось увеличить до 40 часов (для сравнения — в российских ВС — 120 часов). В сухопутных войсках учения проводятся в лучшем случае в звене «батальон-рота». Да и то по праздникам, когда удается добыть хоть немного горючего.
По этим причинам, а также из-за нищенского денежного довольствия (значительно меньшего, чем в МВД, внутренних войсках и прокуратуре), повального офицерского бесквартирья престиж воинской службы в стране кране низок. По подсчетам эксперта Центра структурной политологии «Выбор» Игоря Чичканя на начало года в украинской армии вакантными были 10 тысяч офицерских должностей, что для такой незначительной численности вооруженных сил просто катастрофа.
На этом фоне вовсе не фантастическим выглядит вывод известного российского военного эксперта Александра Храмчихина: «Что касается России, то сопротивляться ей Украина не способна по всем параметрам. Сегодня ВС РФ получили над ВС Украины очень существенное превосходство по количеству и качеству техники и уровню боевой подготовки. Но главное даже не в этом, а в том, что для значительной части населения Украины «своей» страной является именно Россия. Чрезвычайно заметная часть потенциальных солдат и даже офицеров ВС Украины в случае войны против России не просто немедленно сдадутся, но прямо изъявят желание встать под трехцветное знамя против «жовто-блокитного».
Что, собственно, уже происходит. В воскресенье вечером всего сутки назад назначенный Турчиновым командующим Военно-Морскими силами Украины контр-адмирал Денис Березовский после переговоров в штабе Черноморского флота РФ в Севастополе публично заявил, что переходит на сторону восставшего Крыма. Нет сомнения, что уже в понедельник официальным Киевом адмирал будет отстранен от должности, которую толком не успел и принять. Но в любом случае выбор Дениса Березовского будет очень важен для тех украинских флотских офицеров, которые еще сомневаются.
По мнению вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова, мобилизационный потенциал Вооруженных сил Украины по сравнению с Россией стремится к нулю.
— Украинские войска деморализованы и дезорганизованы. Органы управления оперативного и стратегического звена в основном разгромлены боевиками. Поэтому ВС Украины не могут оказать организованного сопротивления. А, значит, против российских военных будут действовать отдельные части и подразделения. Учитывая, что значительная часть личного состава этих частей будет ориентирована пророссийски, мощного сопротивления вряд ли стоит ожидать.
«СП»: — Каково соотношение «западэнцев» и выходцев из юго-восточной Украины в Вооруженных силах «незалежной»?
— Примерно 50% на 50%. Удельный вес призывников из западных областей страны больше, зато на юго-востоке больше население. В результате получается примерно сопоставимый процент. При этом следует учитывать, что значительная часть выходцев из пророссийски ориентированных регионов будет колебаться. Так что организованного сопротивления ожидать не стоит. И.о. президента Турчинов объявил мобилизацию, но она не может быть полноценно проведена. Военкоматы в большинстве районов разгромлены «майдановцами».Они попали под горячую руку как органы власти, работающие на режим Януковича. То же самое касается прокуратуры, госпогранслужбы. Теперь киевские власти едва ли смогут провести всеобщую мобилизацию. В лучшем случае она будет иметь фрагментарный характер.
«СП»: — Можно ли оценить количественный потенциал?
— Речь может идти о призыве из запаса максимум 15−20 тысяч солдат и офицеров. Но эти люди должны прибыть в воинскую часть, которой, не исключено, больше не существует. А, значит, придется формировать новую. Этот процесс может растянуться во времени. Затем будет необходимо провести слаживание боевых частей, что также займет длительное время. Поэтому на сегодняшний день ВС Украины абсолютно небоеспособны.
«СП»: — Что может противопоставить Россия?
— Даже без дополнительного мобилизационного развертывания мы можем ввести на Украину до 100 тысяч человек. Все будут решать сухопутные войска, а никакие не ВВС или ВМФ.
«СП»: — Это соответствует формату локальной войны?
— Скорее я бы говорил о вооруженном конфликте. Локальная война начинается с 500 тысяч. До реформы имени Сердюкова наши вооруженные силы в условиях мобилизации могли вести до двух локальных войн. То есть выставить группировку примерно в миллион человек. Сегодня мы можем выставить максимум 300 тысяч человек. При этом будут «оголены» все остальные направления.
«СП»: — Возможна ли «интернационализация» конфликта?
— Нынешняя власть создала идеальные условия для этого. Если бы вслед за принятием решения произошел анонсированный ввод войск, это одно дело. Это было бы рисковым, но правильным шагом. Однако, как мы видим, за заявлением не последовали действия. По сути, это означает предоставление карт-бланша натовцам. С тем, чтобы они ввели свои войска на Украину.
НАТО теперь может спокойно принять решение о вводе войск на территорию всей Украины. Это будет происходить с одобрения правительства, сидящего в Киеве.
«СП»: — Почему российские власти приняли такое решение?
— На этот вопрос я могу ответить словами Збигнева Бжезинского, который на одной из пресс-конференций заметил, что российская элита в западных банках держит около $2 трлн. «Так чья это элита — ваша или наша?», задал риторический вопрос американский политолог.
В беседе с корреспондентом «СП» командующий 58-ой армией в 2003—2006 гг., генерал — лейтенант Виктор Соболев отметил, что военный потенциал Украины производит достаточно жалкое впечатление.
— Российские ВС на порядок мощнее. Если сравнивать по количеству вооружения и военной техники. Я считаю, что Владимир Путин принял правильное решение. Иного и быть не может. Американские геополитики не один раз заявляли, что они всеми силами будут стремиться не допустить объединения Украины и России. В том, что распоясавшиеся радикальные бандгруппы можно будет привести к порядку, у меня сомнений нет.
«СП»: — Как сильно изменится расклад сил, если в конфликт вмешается НАТО?
— К сожалению, мы с ними неконкурентоспособны. Это видно по соотношению сил и средств, количеству танков, самолетов, кораблей и так далее. Например, у США 13 авианосцев, а у нас всего один, «Адмирал Кузнецов». Второй («Адмирал Горшков») мы уже продали в Индию. Причем наш авианосец даже не атомный, а на базе паросиловой энергоустановки. По штату он может нести 72 летательных аппарата, а по факту не более 20.
По сравнению с временами СССР наш флот уменьшился в 5−6 раз. На 80% сократилось количество надводных кораблей, подводных лодок и боевых самолетов. У нас были четыре ракетоносные авиационные дивизии. Это мощная ударная сила, которая могла бы уничтожать американские авианосцы. Сейчас их нет вообще. У России есть атомный крейсер «Петр Великий», а во времена СССР таких было четыре.
«СП»: — Можно ли оценить соотношение сухопутных сил?
— Здесь аналогичная картина. Есть такое понятие как штатная численность. У нас 200 тысяч военнослужащих некомплект. Причем большая его часть приходится на сухопутные войска (всего примерно 300 тысяч человек). 32 общевойсковые бригады соответствуют десяти дивизиям. Естественно, что численность войск НАТО на порядок выше. То же самое касается численности танков, артиллерии. Противостоять НАТО мы в настоящее время не способны.
Остановить агрессию альянса на Украину мы можем, только угрожая применением ядерного оружия. Тогда мы можем навести порядок с помощью своих войск. Например, с помощью десантных войск. Тем более, что я не уверен, что все украинцы бросятся защищать новый режим или, тем более, интересы НАТО.
Впрочем, как считает ректор Военмеха в 1987—2002 гг., доктор технических наук Юрий Савельев, Вооруженные силы Украины, несмотря на последние события в стране, не утратили своей боеспособности.
— Украина имеет развернутую армию общей численностью в 70 тысяч человек. На флоте служат примерно 14 тысяч человек. На вооружении украинских ВС примерно 3000 танков. Среди них совсем неплохие Т-84 (10 единиц), Т-80 (167 танков) и множество Т-72 (немного устаревшая модель). И около 1700 танков Т-64. Кроме этого, на Украине есть 3000 БМП.
«СП»: — Как обстоят дела с артиллерией?
— Тоже относительно неплохо — 3300 единиц различного типа (есть и тяжелая артиллерия). Вертолетов примерно 180 единиц в составе сухопутных сил. При этом есть около 70 морских вертолетов (К-25, МИ-14). Авиация достаточно сильная. Здесь служат 45 тысяч человек. Есть 80 штук МИГ-29, а также 36 единиц СУ-27, СУ-25 и СУ-24. Всего около 200 летательных аппаратов. Стоит также отметить, что в МВД служат 40 тысяч человек и 45 тысяч человек — пограничные войска. Это вполне боеспособная армия.
Однако, большая часть ВС Украины дислоцирована на западном направлении. Это старая советская школа, когда силы концентрировались в направлении предполагаемого удара противника. Соответственно, по большей части украинские войска оказались в распоряжении временного правительства. Но как они себя поведут, предсказать сложно.
«СП»: — А что касается российского потенциала.
— Мы имеем крайне скромные силы в Севастополе. Как по числу кораблей, так и по их вооружению. Всего на ЧФ РФ служат 13 тысяч человек. В морской авиации у нас 18 единиц СУ-124 и 33 единицы К-28.
«СП»: — Но помимо ЧФ РФ в военной операции могут быть задействованы и другие части…
— Это крайне неблагоприятный сценарий. Потому что в таком случае нам наверняка будут противостоять страны НАТО. Чтобы их остановить, придется применить тактическое ядерное оружие.
Конечно, с точки зрения численности армии у нас полное превосходство над Украиной — 700 тысяч против 70 тысяч. Но я сомневаюсь, что наше командование пойдет на полномасштабное боевое столкновение с Украиной. Натовские стратеги мечтали об этом всю жизнь. Можно не сомневаться, что они воспользуются этой ситуацией, чтобы поставить Россию на колени. Если только не начнется ядерная война. Но я не думаю, что наша элита будет бить по банкам, где у нее лежат деньги.
Фото ИТАР-ТАСС