Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Армии и войны
12 августа 2014 20:45

Правда и мифы вокруг гибели «Боинга»

Кому выгодна катастрофа малайзийского авиалайнера

12080

Без малого месяц назад, 17 июля, в 80 километрах от Донецка разбился пассажирский самолет «Малайзийских авиалиний», который направлялся по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. Погибли 298 человек.

Согласно наиболее распространенной версии, «Боинг-777» был сбит ракетой класса «земля-воздух», выпущенной из зенитного комплекса «Бук-М1», а незадолго до этого по пока неустановленной причине изменил траекторию полета, покинув свой воздушный коридор.

Уже через два часа после трагедии президент Украины Порошенко заявил: «Это не инцидент, не катастрофа, а террористический акт». Вскоре после этого лидеры США и Европы начали утверждать, что в крушении самолета виновна Москва и повстанцы на Украине. Никаких экспертиз к этому времени еще не было, обломки «Боинга» дымились в донской степи, «черные ящики» только предстояло найти, а Вашингтон уже указывал на «след Кремля».

Государственный секретарь США Джон Керри 20 июля заявил, что США обладают неопровержимыми доказательствами того, что малайзийский «Боинг» был сбит ополченцами из ЗРК «Бук», который им поставила Россия. При этом интересно, что глава внешнеполитического ведомства страны, обладающей одной из самых мощных разведок в мире, ссылался на данные, опубликованные в социальных сетях.

Администрация США провела по этому поводу специальный брифинг. В ходе него так и не названные представители американской разведки заявили, что пассажирский самолет «Малайзийских авиалиний» был по ошибке сбит ополченцами, которые, по всей видимости, приняли его за военный борт. В то же время никакой технической информации, которая бы подкрепила вывод администрации США, представлено не было. Разведчики признали, что свои заключения американские спецслужбы сделали на имеющихся в их распоряжении данных радиоперехвата украинских спецслужб и фотографиях, размещенных в различных социальных сетях.

Интересно, что по данным министерства обороны России во время крушения «Боинга-777» наряду с российскими над территорией Украины пролетали и американские космические спутники. Российские военные предложили американским коллегам обнародовать снимки с этих аппаратов, однако эта просьба осталась без внимания.

В то же время некоторые аналитики американской разведки предполагают, что ответственность за катастрофу лежит, скорее всего, на украинской стороне. Их мнение основано, в первую очередь, на отсутствии у Вашингтона фактов, которые доказывали бы, что Россия передала повстанцам зенитно-ракетный комплекс «Бук».

Украинские официальные лица также активно комментировали произошедшую катастрофу, возлагая вину то на ополченцев, то на Россию. В подтверждение в Интернете и социальных сетях украинская сторона распространила ряд материалов, якобы подтверждающих виновность ополченцев в крушении «Боинга-777».

Уже через два часа после падения пассажирского самолета в сети появилась аудиозапись переговоров ополченцев о якобы сбитом ими пассажирском самолете. Однако в ходе технического анализа специалисты выявили явные следы аудиомонтажа и компоновки аудиоинформации. Кроме того, нет никаких доказательств, что голоса на записи принадлежат именно ополченцам. В связи с этим многие пользователи интернета сходятся во мнении, что эти материалы могли быть подготовлены украинской стороной заранее.

Кроме того, власти в Киеве распространили в сети видеозапись якобы перемещения ополченцами комплекса «Бук» из района падения лайнера обратно в Россию. Однако эксперты доказали, что пусковая установка с номером 312 была запечатлена в составе колонны украинской бронетехники еще в марте 2014 года, а запечатленный на кадрах город Красноармейск с 11 мая находился под контролем украинских силовиков.

Украина также опубликовала ряд снимков, якобы сделанных с собственных космических спутников, о нахождении на подконтрольной ополченцам территории средств ПВО, из которых был произведен пуск ракеты по малайзийскому «Боингу». Однако, как уже говорилось, в момент авиакатастрофы над украинской территорией пролетали только американские и российские спутники. Подделку также выдает несоответствие заявленной дате и времени, расположению теней от объектов и отсутствие облачности, хотя в момент катастрофы было довольно пасмурно.

При этом вызывает удивление, что Украина так и не обнародовала записи переговоров экипажа и украинского диспетчера, который сопровождал лайнер вплоть до трагедии. Это естественным образом наталкивает на мысль, что украинским властям есть что скрывать.

Об этом говорит и их стремление как можно скорее уничтожить улики на месте падения лайнера. С момента крушения «Боинга-777» украинские силовики не прекращали обстрел места падения самолета при том, что в этом районе отсутствует какая-либо военная инфраструктура или блокпосты ополченцев.

Российская сторона отвергает все обвинения в свой адрес, связанные с катастрофой малазийского авиалайнера в воздушном пространстве Украины.

В ходе брифинга, организованного российским министерством обороны 21 июля, мировой общественности были открыто представлены данные объективного контроля по ситуации вокруг крушения малайзийского самолета. По информации Минобороны РФ, над районом боевых действий авиалайнер отклонился от маршрута на 14 км. Одновременно с этим «был зафиксирован набор высоты самолета украинских ВВС, предположительно Су-25, на удалении от 3 до 5 километров от «Боинга-777», — отметили в российском военном ведомстве.

Кроме того, представители Министерства обороны РФ обнародовали космические снимки с расположением средств ПВО украинской армии. При этом видно, что предполагаемое место крушения Боинга как раз попадает в зону поражения зенитных установок «Бук» ВС Украины.

Стоит отметить, что российская сторона в своих доводах ссылается и на заявления украинских официальных лиц. Так, по сообщениям СМИ, генеральный прокурор Украины еще 18 июля признал, что у ополченцев нет ни комплексов ПВО «Бук», ни установок «С-300». В свою очередь, украинские войска незадолго до крушения лайнера разместили комплексы ПВО в районе боевых действий, несмотря на то, что у ополченцев никогда не было авиации.

По утверждению украинских властей, у ополченцев была одна пусковая установка «Бук», способная сбивать самолеты даже на высоте более 10 тысяч метров. Что касается зенитно-ракетного комплекса «Бук», из которого был сбит самолет, в Интернете говорится, что это довольно сложная система, состоящая из четырех машин. Без станции наведения и целеуказания, которая ведет цель в радиусе 150 км, очевидно, что сама пусковая установка не смогла бы «по ошибке» навестись на «Боинг-777» и сбить его в зоне поражения.

Согласно экспертам в области ПВО, радиус поражения системы «Бук» — 30−40 км. Для уничтожения воздушной цели используется несколько комплексов или батарея, так как на большой высоте и при большой скорости (приблизительно 900 км/ч) самолет находится в зоне захвата одного комплекса от 4 до 6 минут. Необученный персонал на одном ЗРК просто физически не сможет захватить цель и поразить ее. Известно, что основную массу ополченцев составляют рабочие, шахтеры, металлурги, которые вряд ли обладают необходимыми навыками для управления такой сложной техникой, требующей специального образования и регулярных тренировок.

Однако такими навыками точно обладают украинские военные. В 2001 году Украина уже имела печальный опыт уничтожения гражданских самолетов по ошибке. Над Черным морем был сбит лайнер компании «Сибирь», совершавший рейс № 1812 из Израиля в Россию. Кроме того, именно украинские специалисты ПВО сбивали российские самолеты в небе над Грузией в августе 2008 года. И мы точно знаем, что украинские системы «Бук» находились в районе катастрофы «Боинга». Во всяком случае, Россия показали это на фотографиях из космоса, а Украина не опровергла эти данные.

Как бы то ни было, нужно искать, кому удар по самолету был выгоден. Очевидно, что крушение «Боинга» принесло огромную пользу украинской стороне, которой была необходима международная поддержка, чтобы переломить неблагоприятную военную обстановку в Донбассе. В свою очередь, только после катастрофы Америка смогла уговорить европейцев на очередные санкции против России, введение которых буксовало в течение нескольких месяцев.

Не слишком ли много совпадений?

(Материал основан на анализе малайзийского инженера Джуга Ли)

Фото: EPA/ИТАР-ТАСС

Последние новости
Цитаты
Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня