Как указывает российский политолог, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, боеприпасы с обедненным ураном являются проблемой не ядерного оружия, а, скорее, оружия химического.
«Обедненный уран почти не радиоактивен. Но, как и любой тяжелый металл, активен химически и является ядом. Мы помним: ртуть, свинец, мышьяк — это все тяжелые металлы. Да и молибден не „прелесть“. Но, если обедненный уран используется в вооружении, сделав свое дело, как говорится, то есть, пробив броню, он частично превращается в мелкодисперсный порошок, который, при его вдыхании, создает проблемы, связанные с возможными раковыми заболеваниями», — уточняет он, комментируя заявление координатора по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джона Кирби.
Ранее в ходе брифинга Джон Кирби заявил, что боеприпасы с обедненным ураном, которые Британия планирует поставить киевскому режиму, являются обычным вооружением. «Этот тип боеприпасов — довольно обычная вещь, он используется уже несколько десятилетий», — сказал он, отметив, что «Россия просто не хочет, чтобы Украина продолжала выводить из строя ее танки». При этом Кирби отказался комментировать намерение Лондона, назвав его «суверенным решением».
Собеседник «Свободной прессы» обращает внимание, что снаряды с обедненным ураном есть у многих государств: «Их держат „про запас“, потому что в случае полномасштабных боевых действий, если в городах будут взрываться ядерные заряды, — что, конечно, не дай Бог! — учитывать относительную вредность никто не будет. Поэтому многие страны уклонялись от использования таких снарядов, кроме случая, когда Соединенные Штаты применили их в Югославии».
При этом заместитель директора Института стран СНГ убежден, что использование на Украине снарядов с обедненным уранов станет своего рода ловушкой для России.
«Наше государство все время говорило и подчеркивало вредность такого рода зарядов, хотя у нас тоже есть их аналоги на случай большой ядерной войны. Однако, сможем ли мы ответить? С одной стороны, эти снаряды, имея сердечник из урана, действительно, более эффективны для борьбы с танками. Но их будет применять Украина, Россию это поставит в довольно сложное положение: если мы решим ответно использовать это снаряжение, это значит, во-первых, мы пойдем против собственной позиции. А во-вторых, — мы можем „нарваться“, что Запад, как у него принято, тут же „забудет“ о собственном использовании такого рода вооружений, но на каждом углу будет кричать об использовании его Россией. На это сейчас и рассчитывает коллективный Запад», — подчеркивает Владимир Жарихин.