Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

У Москвы есть надежный союзник на западе

В Госдуме предложили сделать памятной датой День единения народов России и Белоруссии

1688
У Москвы есть надежный союзник на западе
Фото: Рамиль Насибулин/БелТА/ТАСС
Материал комментируют:

Депутаты ЛДПР совместно с председателем партии Леонидом Слуцким подготовили законопроект об установлении 2 апреля Дня единения российского и белорусского народов. И предлагают закрепить новый праздник в Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России».

В пояснительной записке к документу, который уже направлен на рассмотрение Госдумы, указывается, что принятие данной инициативы позволит упрочить взаимоотношения между двумя союзными государствами, а также будет способствовать дальнейшим интеграционным процессам в обществе.

Как отмечают авторы законопроекта, за время существования Союзного государства Россия и Белоруссия продвинулись по пути создания единого экономического пространства.

«Для граждан двух стран нет пограничного и таможенного контроля границ. B Союзном государстве создана сильная правовая база, успешно развивается гуманитарное сотрудничество, сотрудничество в области безопасности, военно-техническое взаимодействие, достигнуты серьезные успехи и в области экономики», — подчеркивают парламентарии.

Читайте также
Hyperloop имени Маска: Куда приведет загадочная труба Hyperloop имени Маска: Куда приведет загадочная труба Развитие транспорта будущего невозможно без атомной энергетики, а эту отрасль старательно топят

По словам Слуцкого, включение Дня единения народов России и Белоруссии в перечень памятных дат РФ «станет еще одним знаком неразрывной связи и взаимопонимания».

Выбор даты не случаен: 2 апреля 1996 года был подписан договор «Об образовании Сообщества Беларуси и России», который положил начало процессу взаимной интеграции стран, что стало основой для создания Союзного государства. В этот же день Высшим Советом Сообщества было принято решение об учреждении Дня единения народов Белоруссии и России.

С тех пор отношения между Москвой и Минском развиваются интенсивно в социальной, культурной, транспортной, экономической сферах, а также в обороне и безопасности.

В своем поздравлении президенту России Владимиру Путину по случаю Дня единения глава Белоруссии Александр Лукашенко назвал Союзное государство «уникальным совместным проектом, примером наиболее успешной интеграции на постсоветском пространстве».

По его словам, «наработанный за четверть века опыт позволяет оперативно и эффективно реагировать на беспрецедентные вызовы и угрозы, с которыми столкнулись наши страны, консолидировано продвигать и отстаивать общие интересы на международной арене».

Путин со своей стороны отметил, что, «несмотря на непростые условия в мире», многое сделано для развития российско-белорусских связей и укрепления институтов Союзного государства. Хорошую отдачу, считает российский лидер, дает координация усилий в сферах внешней политики, обороны и безопасности.

То есть День единения почти тридцать лет уже присутствует в отношениях наших стран. Но в чем тогда смысл нового законопроекта?

Этот вопрос «СП» адресовала научному сотруднику Института международных исследований, доценту кафедры политической теории МГИМО МИД России Ивану Лошкареву:

— Инициатива, видимо, связана с тем, что партия ЛДПР проанализировала итоги выборов и поняла, что есть возможности повысить рейтинг, повысить узнаваемость. И сделать это можно за счет обращения к такому умеренно-консервативному избирателю, который как раз очень хорошо воспринимает идею славянского единства.

Сегодня, конечно, мы не можем говорить о единстве всех трех восточнославянских народов. Но как минимум с Белоруссией у нас проблем значительно меньше, чем с другим восточнославянским соседом.

Поэтому, мне кажется, первая причина связана именно с попытками придать новый импульс рейтингу партии ЛДПР.

Вторая же заключается в том, что все-таки имеется потребность, действительно, напомнить нашему населению, что у нас не только идет специальная военная операция, не только такие грозные события окружают нам, но есть и опыт достаточно успешного конструктивного сотрудничества.

Есть программы Союзного государства. Развиваются отношения между различными областями Белоруссии и России, соответственно.

И на самом деле Россия сегодня — это не только о военных действиях. Это еще и пример достаточно успешного сотрудничества со многими своими соседями. И Белоруссия здесь, пожалуй, самый яркий пример.

Мне представляется, что одна из причин вот этой инициативы связана с этим.

Не надо забывать, что Слуцкий долгое время был и остается главой думского Комитета по международным делам. Поэтому что касается вопросов сотрудничества, успешных примеров сотрудничества, это как раз его епархия. И здесь совершенно правильно он нашел вот эту нишу.

«СП»: Россия и Белоруссия строят Союзное государство с 1999 года. По-вашему мнению, чего больше на данный период времени — проблем или достижений?

— Скажем так, основное достижение, это все-таки свободное передвижение людей, товаров между государствами. Тут у нас огромный плюс. Это все в течение двадцати лет работает.

В Белоруссии нет притеснения русского языка, там нормально воспринимают нашу общую историю и события Великой Отечественной войны трактуют вполне адекватно. Поэтому в этом смысле достижения есть.

С другой стороны, проблемы есть тоже. Что чистая правда.

Читайте также
Бандеровская социология: Воевать до победы, но как-нибудь без нас! Бандеровская социология: Воевать до победы, но как-нибудь без нас! Доходы киевской хунты напрямую зависят от количества убитых и покалеченных на фронте украинцев

В договоре о Союзном государстве, к примеру, предусматривалось создание восьми институтов, которые бы регулировали вот это наднациональное сотрудничество. Но сегодня мы можем сказать, что из восьми институтов создано на самом деле только четыре. Нет единого эмиссионного центра, о котором говорят с 2006 года, и пока безрезультатно. Совершенно точно нет Счетной палаты Союзного государства, нет Комиссии по правам человека и суда СГ.

То есть, в настоящее время сформированы и функционируют Высший государственный совет, Совет Министров и Постоянный комитет Союзного государства, а также парламент (его функции выполняет Парламентское собрание Союза Беларуси и России — ред.). А вот все, что присуще государству в принципе — другие ветви власти — у Союзного государства пока отсутствует.

Поэтому тут можно сказать, что стакан либо наполовину пуст, либо наполовину полон. По крайней мере, по формальным признакам.

Но, опять же, я должен повториться: даже в таком виде Союзное государство обеспечивает огромные преимущества граждан двух стран.

«СП»: Поясните.

— Наши соотечественники, допустим, очень любят ездить в белорусские санатории. Огромный поток туристов в Белоруссию. И наоборот, белорусские граждане очень активно ездят в нашу страну. Причем как с туристическими целями, так и нередко в поисках работы.

Читайте также
Альтернатива Крымскому мосту, которая бесит диверсанта Буданова Альтернатива Крымскому мосту, которая бесит диверсанта Буданова Чем новая железная дорога вдоль азовского побережья так напугала Киев?

В этом отношении никаких барьеров особенно нет. Даже если вы придете в Третьяковскую галерею, то для граждан Белоруссии цены будут значительно ниже, чем для граждан других иностранных государств.

Соответственно, это огромнейшая работа, которая вот уже двадцать лет ведется. И здесь, мне кажется, снятие всех барьеров по движению людей, капиталов, товаров, скорее, на пользу обеим странам и гражданам этих стран.

«СП»: Но пока еще есть куда стремиться?

— С формальной точки зрения, можно еще создать и суд, и комиссию по правам человека. Даже, может быть, подумать над тем, чтобы вкладывать больше в общий бюджет союзный. Здесь есть еще пространство для улучшения.

Но вопрос же в том, что мы не подталкиваем друг друга. Не заставляем друг друга бежать вперед, если пока для этого нет объективных условий. Вот пытались создать эмиссионный центр. Есть разногласия — разные подходы к тому, как вести денежно-кредитную политику. Поэтому не договорились.

Соответственно, мы не заставляем друг друга договариваться. Мы ищем, где можем все-таки найти общий интерес, и на основе этого уже двигаться дальше.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня